Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

Э. Е. Арнгольд. По заветному пути 27 этих держав не давало возможности какому-либо другому народу пользоваться этими путями. В следствие этого предприимчивые на­ ции Северной Европы - голландцы , англичане, датчане и норвеж ­ цы - обратили свое внимание на Северный Ледовитый океан, р е­ зонно полагая, что если земля шарообразна и Азия не соединяется с Америкой, то этим океаном тож е можно достигнуть, даж е более кратким путем, Великого океана, Китая, Японии и Индии . Сделать это можно, плывя из Западной Европы на восток, вдоль берегов Сибири, или на запад, вдоль северных берегов Северной Америки. Первое направление получило у географов название С еверо -В ос- точного прохода, а второе - С еверо-Западного. С еверо-Восточный проход впоследствии стали называть Великим Северным морским путем . Он географически делится полуостровом Таймыр на две ча­ сти - западную и восточную , причем первую часто называют просто Северным морским путем, без эпитета «В еликий». Ввиду бли зости его к Европе он стал изучаться ранее и в настоящ ее время уж е в зн а ­ чительной мере известен , а отчасти даж е оборудован и и споль зует­ ся; восточная же часть и до сих пор остается малоизученной , сов ер ­ шенно н еоборудованной и мало посещ ается1. Ранее других принялись за поиски С еверо-Восточного прохода англичане; они отправляли туда экспедиции в 1553, 1556, 1580, 1607, 1611 и 1676 гг., но желанного результата не достигли . Экспедиции их были, однако, чрезвычайно важны как в научном , так и в практи­ ческом отношениях. Результатом самой первой из них, состоявшей из трех судов, под начальством X. Уиллоби (sir Hugh W illou ghb y ) в 1553 г. была гибель двух судов со всем экипажем и самим Уилло­ би. Третье судно под начальством Ричарда Ченслера (R . Chancellor) благополучно достигло устья Северной Двины и открыло таким о б ­ разом, неожиданно для себя, вместо пути в Индию путь в Россию . Отсюда Ч енслер отправился в Москву, ко двору Иоанна Грозного, у которого ему удалось получить для Англии значительные торго­ вые привилегии и установить прочные торговые снош ения с Р о с ­ сией. Это обстоятельство имело своим последствием образование в Англии M u scovy Company, стараниями которой была снаряжена вторая экспедиция в 1556 г. под начальством Стивена Барроу (S t. Burrough), обогатившая науку сведениями о неизвестном дотоле в Европе народе - самоедах, которых Барроу встретил на острове Вай- гач и описал в своем дневнике. 1В своем вводном очерке я не касаюсь Северо-Западного прохода; усилия открыть его имеют свою очень интересную историю, но она не имеет прямого отношения к со­ держанию настоящей книги. - Ред.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz