Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
А. И. Киреев. Воспоминания о службе на флоте и участии в Гидрографической 284 экспедиции Северного Ледовитого океана в 1914-1915 гг. походе и нежелание иметь на борту корабля неполноценных по зд ор о вью людей в случае еще одной зимовки. Итак, все ясно. Начались сборы в дорогу. Да, откровенно говоря, сборы были короткие. Сухари, консервы, топленое масло, немного саха ра, чай - вот и вся провизия. Постели - спальные мешки, палатки, а вот на чем готовить пищу и чай - не ясно, примусов не было, а в общем, груз получался увесистый. Каково ж е было наше удивление, когда от мичмана Никольского, по должности ревизора, нам было приказано взять с собой первый и второй сроки форменной матросской одежды в брезентовых чемоданах. Объяснение по этому вопросу было коротким: «Казенные вещи». Саша Попов и тут остался себе верен и спросил удивленного его дер зостью Никольского: «А на тот свет матрос тоже должен тащить казен ные вещи? Или без них не пустят?» Мичман Никольский, по натуре человек малоподвижный, всегда очень длительно обдумывавший ответ, если к нему обращались с вопросом или просьбой, на сей раз вниматель но посмотрел на Сашу и ничего не ответил, т. к. не захотел или понял всю абсурдность повторять слова о казенных вещах в нашем положении. По своей привычке еще ниже опустил голову и зашагал к себе. Все уло жено на санки, занайтовано, можно по первому сигналу шагать. В нашем снаряжении для пешего похода была и такая деталь. Еще до выхода с «Таймыра» для каждых из четырех санок, на которые были п о гружены наши вещи и продукты, были изготовлены небольшие, высо той немногим более 2 аршин, мачты, а к ним приснащены прямоуголь ные паруса из брезента. Предполагалось, что эти паруса должны были облегчать труд тащивших санки. Действительно, когда санки скользили по ровной поверхности снега, почти или совсем не нужно было при менять усилия, чтобы они двигались вперед, а наоборот, люди еле по спевали за санками чуть ли не бегом. Но, как только санки попадали на непроходимую поверхность снега, они, будучи и так неустойчивыми, кувыркались через каждые несколько шагов. От этого приспособления пришлось уж е в первые дни похода отказаться, т. к. начавшаяся во вре мя первого привала пурга намела такие сугробы, по которым и без пару сов мы с трудом еле тащили санки. Перед отправкой пешей партии в путь у нас появилось еще одно приспособление - измеритель пройденного пути. Теперь уж е не совсем хорошо помню, было ли это предложение кого-либо из «таймырцев» или это предложили пришедшие на «Таймыр» со Свердрупом норвеж цы. К небольшим, специально приспособленным для этой цели санкам на шарнире была прикреплена развилка, а в ней вмонтировано колесо с металлическим ободом . Колесо шестеренкой было соединено со счетчи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz