Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

А. И. Киреев. Воспоминания о службе на флоте и участии в Гидрографической 284 экспедиции Северного Ледовитого океана в 1914-1915 гг. походе и нежелание иметь на борту корабля неполноценных по зд ор о ­ вью людей в случае еще одной зимовки. Итак, все ясно. Начались сборы в дорогу. Да, откровенно говоря, сборы были короткие. Сухари, консервы, топленое масло, немного саха­ ра, чай - вот и вся провизия. Постели - спальные мешки, палатки, а вот на чем готовить пищу и чай - не ясно, примусов не было, а в общем, груз получался увесистый. Каково ж е было наше удивление, когда от мичмана Никольского, по должности ревизора, нам было приказано взять с собой первый и второй сроки форменной матросской одежды в брезентовых чемоданах. Объяснение по этому вопросу было коротким: «Казенные вещи». Саша Попов и тут остался себе верен и спросил удивленного его дер ­ зостью Никольского: «А на тот свет матрос тоже должен тащить казен­ ные вещи? Или без них не пустят?» Мичман Никольский, по натуре человек малоподвижный, всегда очень длительно обдумывавший ответ, если к нему обращались с вопросом или просьбой, на сей раз вниматель­ но посмотрел на Сашу и ничего не ответил, т. к. не захотел или понял всю абсурдность повторять слова о казенных вещах в нашем положении. По своей привычке еще ниже опустил голову и зашагал к себе. Все уло­ жено на санки, занайтовано, можно по первому сигналу шагать. В нашем снаряжении для пешего похода была и такая деталь. Еще до выхода с «Таймыра» для каждых из четырех санок, на которые были п о ­ гружены наши вещи и продукты, были изготовлены небольшие, высо­ той немногим более 2 аршин, мачты, а к ним приснащены прямоуголь­ ные паруса из брезента. Предполагалось, что эти паруса должны были облегчать труд тащивших санки. Действительно, когда санки скользили по ровной поверхности снега, почти или совсем не нужно было при ­ менять усилия, чтобы они двигались вперед, а наоборот, люди еле по­ спевали за санками чуть ли не бегом. Но, как только санки попадали на непроходимую поверхность снега, они, будучи и так неустойчивыми, кувыркались через каждые несколько шагов. От этого приспособления пришлось уж е в первые дни похода отказаться, т. к. начавшаяся во вре­ мя первого привала пурга намела такие сугробы, по которым и без пару­ сов мы с трудом еле тащили санки. Перед отправкой пешей партии в путь у нас появилось еще одно приспособление - измеритель пройденного пути. Теперь уж е не совсем хорошо помню, было ли это предложение кого-либо из «таймырцев» или это предложили пришедшие на «Таймыр» со Свердрупом норвеж ­ цы. К небольшим, специально приспособленным для этой цели санкам на шарнире была прикреплена развилка, а в ней вмонтировано колесо с металлическим ободом . Колесо шестеренкой было соединено со счетчи­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz