Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

Глава VI. Пеший переход от места зимовки «Таймыра» и «Вайгача» у островов Ф ирнлея до Гольчихи на Енисее (1915) 281 Однако при сетованиях иногда на тяжелые условия зимовки, одн о ­ образие и некачественность питания, скученность и холод, плохое о с ­ вещение и копоть от ламп и коптилок среди матросов никогда не было разговоров о том, чтобы оставить корабль. Если иногда и раздавались голоса за то, что, пожалуй, нужно будет оставить судно в случае тяж е­ лой ледовой обстановки, или потому, что мало угля, или потому, что судно в значительной мере потеряло ход и з-за обломанных лопастей, то когда нам удалось путем вымораживания сменить поломанные л о ­ пасти, основательно заделать трещины и т. п., и эти голоса перестали иметь место. Матросы верхней команды говорили: «Ну, наш „Вайгач" опять хоть куда, и со льдами побороться может». Ребята из машинной команды на вопрос: «Как котлы, как машины?» - отвечали: «На большой». Несколько упало настроение у части матросов только после смерти лейтенанта Жохова, а за ним и кочегара Ладоничева. Но, когда в пол­ день уже стало светать, а в первых числах февраля некоторые ребята утверждали, что видели проблески солнца, настроение у команды стало лучше, начались разговоры о предстоящей навигации, об Архангельске. Изменилось настроение и у офицеров, они чаще стали появляться на палубе и заходить к нам в рубку. Как у офицеров, так и у матросов, хотя последние в зимовку находи­ лись в несравненно более тяжелых условиях, был какой-то патриотизм к своему судну, с которым большинство, а в особенности те, кто провел уж е не одну навигацию на «Вайгаче», сроднились, полюбили его, и это исключало даже мысль о том, что корабль можно оставить в критиче­ скую минуту. Было тут и какое-то традиционное чувство долга моряков к своему кораблю. По всей вероятности, этим чувством долга моряка были про­ диктованы и планы начальствующего состава экспедиции. Хотя, пожа­ луй, не в меньшей мере и учетом реальной обстановки, которая могла сложиться на судах, если бы пришлось со всем личным составом делать еще одну зимовку. На корабле было слишком много людей для такой перспективы, а главное - скудные запасы продовольствия, неважного качества, весьма однообразного и малопитательного. Начальник экспедиции принял вполне правильное решение освобо­ диться от части людей. Этим решался вопрос возможности делать еще одну вынужденную зимовку без голодовки, с имеющимися запасами, если в навигацию 1915 г. суда не освободятся из льдов. Контуры такого ухода с судов части людей стали вырисовываться уже в те дни, когда была установлена радиосвязь с «Эклипсом». По всей вероятности, план перехода уже в деталях обсуждался обоими коман­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz