Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
Владивосток I"" аймыр» и «Вайгач», на которых нам предстояло служить, / / I стояли в порту у стенки и принимали со складов порта про- I дукты и всякое снаряжение для предстоящего плавания. Я и мой земляк Ваня Гонипровский были назначены на «Вайгач». Сюда же попали: Костя Рязанов - машинистом и Виктор Шадрин - рулевым, а также Митрофанов - строевым. Началось знакомство с кораблем, командой и начальством. «В ай гач» и «Таймыр» были однотипными, построены они были в 1908 г. и спущены на воду в июле 1909 г. с верфей Невского судостроительного завода. Оба судна имели отличную от обыкновенных пароходов форму об водов, напоминавшую нансеновский «Фрам». Суда предназначались для плавания во льдах, почему нос и корма у них были усилены, а сама форма судна была рассчитана на то, чтобы в случае сжатия льдами суд но выжималось. Такая форма судна имела свои преимущества перед обычными суда ми при плавании во льдах Арктики. Не исключено, что только благода ря такой форме суда остались целы, хотя и со значительными повреж дениями (в особенности «Таймыр»), когда в 1914 г. они подверглись колоссальным сжатиям льдов. Однако плавать на таких судах в открытом море было настоящей мукой. Даже при небольшой волне суда клало на борт на 2 0 -2 5 °, а в штормовую погоду раскачивало на 4 0 -4 5 °. Н ужно представить себе са мочувствие экипажа, когда шторм продолжался двое-трое суток. Даже самые выносливые и мало подверженные морской болезни начинали «скисать» и понемногу «травить». Оба судна были построены по заказу военно-морского министер ства, экипажи на них были укомплектованы военными моряками. Вот почему, видно, и на бытовые условия матросов, несмотря на то что они
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz