Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

Владивосток I"" аймыр» и «Вайгач», на которых нам предстояло служить, / / I стояли в порту у стенки и принимали со складов порта про- I дукты и всякое снаряжение для предстоящего плавания. Я и мой земляк Ваня Гонипровский были назначены на «Вайгач». Сюда же попали: Костя Рязанов - машинистом и Виктор Шадрин - рулевым, а также Митрофанов - строевым. Началось знакомство с кораблем, командой и начальством. «В ай ­ гач» и «Таймыр» были однотипными, построены они были в 1908 г. и спущены на воду в июле 1909 г. с верфей Невского судостроительного завода. Оба судна имели отличную от обыкновенных пароходов форму об ­ водов, напоминавшую нансеновский «Фрам». Суда предназначались для плавания во льдах, почему нос и корма у них были усилены, а сама форма судна была рассчитана на то, чтобы в случае сжатия льдами суд ­ но выжималось. Такая форма судна имела свои преимущества перед обычными суда­ ми при плавании во льдах Арктики. Не исключено, что только благода­ ря такой форме суда остались целы, хотя и со значительными повреж ­ дениями (в особенности «Таймыр»), когда в 1914 г. они подверглись колоссальным сжатиям льдов. Однако плавать на таких судах в открытом море было настоящей мукой. Даже при небольшой волне суда клало на борт на 2 0 -2 5 °, а в штормовую погоду раскачивало на 4 0 -4 5 °. Н ужно представить себе са­ мочувствие экипажа, когда шторм продолжался двое-трое суток. Даже самые выносливые и мало подверженные морской болезни начинали «скисать» и понемногу «травить». Оба судна были построены по заказу военно-морского министер­ ства, экипажи на них были укомплектованы военными моряками. Вот почему, видно, и на бытовые условия матросов, несмотря на то что они

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz