Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
Я. А. фон Транзе. Кошмарные недели у мыса Челю скин 201 Все сознают, что наступил наш последний шанс вырваться из оков льда. Ничего, однако, не получается. В течение всего этого времени я был на мостике и днем и ночью, ча сто подымаясь на мачту и всматриваясь в горизонт. Вниз я спускался, чтобы поесть или с боцманом осмотреть работы по уменьшению течи корабля. На мостике, за исключением времени моих вахт, я теперь, однако, не проявлял никакой инициативы, никаких действий и лишь внимательно следил за тем, что делает начальник экспедиции и как он делает. Последние часы я стоял на крыле мостика безмолвным свиде телем хотя и искренних, но нерешительных, а потому и безуспешных операций начальника экспедиции с кораблем. Я не проронил ни слова. Не знаю, прав я или нет, но, думается мне, начальник экспедиции не мог не связать перемены моего настроения в течение последних дней и особенно демонстративное поведение за последние часы с нашим глу боким разногласием по поводу его плана. Нервы многих, в том числе мои и его, были, как струны, натянуты до предела. Лопни они - быть драме. В то же время физическое напряжение из-за усталости и неве роятного утомления последних дней, хотя и под контролем нервной си стемы, сдало раньше, чем нервы. Так сдал бы колышек грифа струны, далеко превзошедшей предел напряжения. В несчетный раз начальник экспедиции таранит перемычку льда. Р е зультата никакого. Тут произошло то, чего предвидеть было нельзя: натянутая струна выдержала, сдал колышек - физическое и моральное истощение. Неожиданно, в состоянии явной беспомощности, начальник экспе диции вдруг обращается ко мне: «Николай Александрович, я невероят но устал (а как же тогда я должен был устать в бессонный период этих недель!) и сдаю Вам управление кораблем. Наша цель - выйти на чи стую воду». «Есть!» - был мой ответ. Огромная тяжесть спала с моих плеч. Я увидел проблеск, что все мо жет обойтись без драмы. Вступив в управление кораблем, я сразу и резко изменил тактику предшественника. Он искренно хотел и старался пробить перемычку льда, дабы выйти на чистую воду, но он хотел этого достичь полумера ми, долбя в нее с малого или среднего хода, щадя сильно поврежденный корабль. Не зря я хорошо ознакомился с повреждением корабля за эти дни. А глубокое сознание нашего последнего шанса выскочить на самых худ ших из всех возможных условий зимовки придавало мне еще больше энергии. Приняв управление кораблем, я вызвал наиболее расторопных матросов для операции ледовыми якорями и лебедками. В помощь им
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz