Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
Н. А. фон Транзе. Кошмарные недели у мыса Челю скин 197 борьбу ничем не выявлялось. В критические минуты начальник экспе диции неизменно разделял мои предложения, соглашался с моими дей ствиями. Двухнедельный плен и дрейф во льду и со льдом, несколько крити ческих для жизни корабля моментов, особенно когда они случались в ночное время, еще более парализовали волю начальника экспедиции. Стало явным, что агония судьбы корабля становилась для него невы носимой, и к моменту описываемого доктором совещания, крещендо нарастая, появился лейтмотив - сход с корабля на лед. Выражение «по кинуть корабль» не употреблялось. Как пример приведу две радиотелеграммы, посланные в один из этих моментов начальником экспедиции на «Эклипс» Свердрупу и приводи мые доктором Старокадомским: «Нас зажало в 2 милях от берега, ши рота около 77°20'. Лед могучим потоком идет позади нас к Челюскину. Будем стараться не удалиться от берега. До берега путь по полям через торосы; нас окружает плотно сжатый мелкий лед... Если не успеем вы грузить запасы и топливо, рассчитываем на Вашу помощь для перехода теперь же к Вам или на „Вайгач Поток льда у берега вместе с нами за держивается островом»'. Несколько позже на «Эклипс» отправили вторую радиограмму: «Лед около судна в движении. Выгрузку еще не начинал, полагая, что перемена ветра может отнести и судно, и лед от берега. Течь не увеличилась »2. Возвращаюсь к заседанию. Краткое описание этого заседания доктором Старокадомским верно, но он не упоминает, однако, одного обстоятельства, которое породило весьма тягостное настроение среди некоторых офицеров и последствия которого могли бы быть поистине трагическими. Сознавая серьезность положения, когда корабль в любой момент мог быть сплюснут льдом, все, конечно, ясно сознавали необходимость быть готовым к этой катастрофе. В этом отношении разногласий не было. Было также ясно, что высадка на лед - это первый этап для пере хода с погибшего корабля на берег. По этому вопросу начальник экс педиции был гораздо более оптимистичен, чем большинство офицеров. Даже доктор Старокадомский теперь говорит: «Конечно, трудно было рассчитывать на удачную выгрузку запасов и особенно на благоприят ный переход к берегу по разбитому и быстро движущемуся льду»3. Все это верно, но вот о чем доктор умалчивает. 'Старокадомский Л. М. Пять плаваний в Северном Ледовитом океане 1910-1915. М., 1953. С. 251. -'Гам же. ’Там же. С. 252.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz