Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
194 Н. А. фон Транзе. Работы и воспоминания об участии в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана к Челюскину, корабль накренился на один борт и уже не был в состо янии быть выжатым льдами, как должно было быть при нормальной осадке». Дальше описывались повреждения корабля и дальнейшие д ей ствия. Противоречий как будто нет, но в то время как доктор Старокадом ский не был, видимо, ограничен размером своего описания, я должен был дать лишь краткий, сжатый отчет, да и тот издателем был сильно сокращен. На самом деле дело было так. Со времени челюскинской задержки мне, как старшему офицеру корабля, спать привелось очень немного, и к этому моменту катастрофы - полудня 9 сентября - отбивали [так в тексте - Сост.] пять суток, что я не спал ни единой минуты, день и ночь проводя на мостике, часто лазал на мачту и всматриваясь в горизонт, а на вынужденных остановках наблюдая за починкой повреждения н о совой части корабля, штуртроса и т. п. Часть этого времени, конечно, приходилась на мои вахты, как, например, последняя, предшествовав шая этому событию. В этот день я стоял на вахте с 8 до 12 утра, доктор может проверить по вахтенному журналу корабля, - и в полдень, сдавая вахту лейтенанту Лаврову, я подчеркнул ему, что уж е давно слежу за соблазнительным каналом между двумя большими полями по желан ному для нас курсу, но, наблюдая за ним постоянно с мачты в течение последних двух часов, я положительно не советую входить в него. Н а скоро сменившись с вахты и с трудом стоя на ногах, я поспел лишь д ой ти до своей каюты, где как мертвый свалился на диван. Во сне слышу чей-то голос, но слов разобрать не могу. Чувствую, кто-то трясет меня - в сознание не прихожу, и только когда милейшая личность вестовой Попков буквально ставит меня на ноги, я слышу голос: «Ваше благо родие, корабль давят льды». К сознанию еще не возвращаюсь, как вдруг треск дверцы дубового платяного шкафа и движение его внутрь каюты, а также и письменного стола, стоящего вдоль борта, очнули меня, и че рез мгновение я был опять на мостике. Прошло не больше 10 минут, что я спал. Сон как рукой сняло. Оглядываю обстановку. Корабль во шел в тот канал между полями, против которого я предупреждал все го 1А часа назад. Сжатие корабля льдами продолжается. Принимаю д о клады машинной команды: такое-то отделение залито; вода прибывает в таком-то; швы наружной обшивки разошлись там-то и т. д. Первый приказ, естественно, был пустить в ход все помпы. К счастью корабля и нашему, мы имели прекрасные отливные помпы американской фир мы W orthington. Как благодарны мы были им за их безукоризненную работу в течение этого момента и последовавших дней! Не будь этих мощных помп, корабль вряд ли смог бы остаться на плаву. Расходящи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz