Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

Н. Л. фон Транзе. Кошмарные недели у мыса Челюскин 193 Бесцельная потеря времени в эту пору года - одного дня у Челюски­ на и двух дней последствий стоянки у Челюскина - сказались: труднее и труднее становилось продвижение судов на запад, местами стал попа­ даться молодой лед среди ледяных полей. Тем не менее делались боль­ шие усилия, чтобы найти проход на запад, даже по ночам, имея к тому малейшую возможность, пробирались между льдами. 9 сентября произошло событие для «Таймыра», решавшее судьбу экспедиции и вскоре породившее то нездоровое настроение, которым была отмечена вся последующая зимовка. Доктор Старокадомский так описывает его: « Часа через два „Таймыр “ снова уперся в перемычку. Сперва лед поддавался сравнительно легко, но потом канал заполнился кусками битого льда, перемешанного с шугой и молодым льдом. Маневрировать стало труднее - нельзя было давать задний ход. Под напором льда опять лопнул штуртрос. Огромное ледя­ ное поле, в несколько миль в поперечнике, начало разворачиваться около другого такого же громадного поля, упиравшегося дальним своим концом в остров [Фирнлея. - Н. Т.]. Ледяные поля сближались. Канал, в котором находился „Таймыр", стремительно суживался. Ледокол очутился в ло­ вушке. Дело принимало плохой оборот - корабль могло зажать льдами. „Таймыр “делал героические усилия, чтобы отойти назад и вырваться из этой западни, но безуспешно. Входной канал был заполнен битьш льдом. На корабле спешно исправили штуртрос, пробовали выходить разны­ ми ходами, заводили ледяные якоря, работали лебедками - все тщет­ но. Путь назад был отрезан. Семафором предупредили „Вайгач", чтобы он обходил ледяное поле с севера и запада. Сжатие нарастало. Лопнул штуртрос по правому борту. Корабль сдавило льдами, накренило на ле­ вый борт. Впереди судна, в месте столкновения ледяных полей, прямо на глазах росла огромная гряда торосов. Положение ухудшалось с каждой минутой. Напором льда вдавило левый борт ниже ватерлинии. Корабль получил тяжелые повреждения: поломало шпангоуты, сломало перебор­ ки поперечной и левой носовой угольных ям, образовалась течь в пяти угольных ямах, разошлись швы бортовой обшивки в том месте, где на­ ходились лазарет и каюты инженера-механика и доктора, в помещения полилась вода...»1 Цитирую теперь себя из вышеупомянутой работы на английском языке: «Никакого значительного пространства воды, свободной ото льда, не было, проходы между полями были небезопасны. 9 сентября „Таймыр“, выйдя в такой канал, был сжат между ледяными полями, и, в силу пробоины, кою он получил при столкновении со льдом при подходе 'Старокадомский Л. М. Пять плаваний в Северном Ледовитом океане 1910-1915. М., 1953. С. 245-246.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz