Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
Н. Л. фон Транзе. Кошмарные недели у мыса Челюскин 193 Бесцельная потеря времени в эту пору года - одного дня у Челюски на и двух дней последствий стоянки у Челюскина - сказались: труднее и труднее становилось продвижение судов на запад, местами стал попа даться молодой лед среди ледяных полей. Тем не менее делались боль шие усилия, чтобы найти проход на запад, даже по ночам, имея к тому малейшую возможность, пробирались между льдами. 9 сентября произошло событие для «Таймыра», решавшее судьбу экспедиции и вскоре породившее то нездоровое настроение, которым была отмечена вся последующая зимовка. Доктор Старокадомский так описывает его: « Часа через два „Таймыр “ снова уперся в перемычку. Сперва лед поддавался сравнительно легко, но потом канал заполнился кусками битого льда, перемешанного с шугой и молодым льдом. Маневрировать стало труднее - нельзя было давать задний ход. Под напором льда опять лопнул штуртрос. Огромное ледя ное поле, в несколько миль в поперечнике, начало разворачиваться около другого такого же громадного поля, упиравшегося дальним своим концом в остров [Фирнлея. - Н. Т.]. Ледяные поля сближались. Канал, в котором находился „Таймыр", стремительно суживался. Ледокол очутился в ло вушке. Дело принимало плохой оборот - корабль могло зажать льдами. „Таймыр “делал героические усилия, чтобы отойти назад и вырваться из этой западни, но безуспешно. Входной канал был заполнен битьш льдом. На корабле спешно исправили штуртрос, пробовали выходить разны ми ходами, заводили ледяные якоря, работали лебедками - все тщет но. Путь назад был отрезан. Семафором предупредили „Вайгач", чтобы он обходил ледяное поле с севера и запада. Сжатие нарастало. Лопнул штуртрос по правому борту. Корабль сдавило льдами, накренило на ле вый борт. Впереди судна, в месте столкновения ледяных полей, прямо на глазах росла огромная гряда торосов. Положение ухудшалось с каждой минутой. Напором льда вдавило левый борт ниже ватерлинии. Корабль получил тяжелые повреждения: поломало шпангоуты, сломало перебор ки поперечной и левой носовой угольных ям, образовалась течь в пяти угольных ямах, разошлись швы бортовой обшивки в том месте, где на ходились лазарет и каюты инженера-механика и доктора, в помещения полилась вода...»1 Цитирую теперь себя из вышеупомянутой работы на английском языке: «Никакого значительного пространства воды, свободной ото льда, не было, проходы между полями были небезопасны. 9 сентября „Таймыр“, выйдя в такой канал, был сжат между ледяными полями, и, в силу пробоины, кою он получил при столкновении со льдом при подходе 'Старокадомский Л. М. Пять плаваний в Северном Ледовитом океане 1910-1915. М., 1953. С. 245-246.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz