Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

188 Н. А. фон Транзе. Работы и воспоминания об участии в Гидрографической экспедиции Северного Л едовитого океана вахту, также на руле и на лотах, а на якоре выполняла под наблюдением ответственную работу по измерению течения через каждый час, а иногда и через Уг часа. В этой ежедневной вахтенной службе выбытие хотя бы одного человека, как, например, телеграфиста для лишних часов перего­ воров по радиотелеграфу, или болезнь кого-либо, что было на транспор­ те «Таймыр», когда одному строевому унтер-офицеру сломало палец на ноге, ложилось еще более тяжелой нагрузкой на всю команду, и, конечно, свыше всякой нормы, а потому я, вероятно, не ошибусь, если скажу, что своей всегда охотной работой и добросовестным отношением к ней ко­ манда заслужила общее одобрение со стороны командующего состава. Как я уж е имел честь доложить, идеей и постройкой судов насто­ ящей экспедиции мы обязаны капитанам 2-го ранга Матисену и Кол ­ чаку, предполагавшим всестороннее исследование Таймырского полу­ острова, и только в силу ходатайства иркутского генерал-губернатора, увидевшего возможность подвоза правительственных продовольствен­ ных запасов в Нижнеколымск морским путем, суда экспедиции оба п о ­ следних года были отвлечены от первоначальной идеи для составления того материала, что необходим для безопасного плавания в этих мало­ известных водах. И з представленного мной исторического обзора экспедиций видно, что начало систематическому изучению Северного Ледовитого океана полож ено около 200 лет тому назад; оно прерывается большими про­ межутками времени. В настоящее время, преследуя цель возможного развития судоходства до реки Лены, действия экспедиции в течение двух последних лет были направлены в сторону составления этого ма­ териала. Успешная работа экспедиции 1911 г., нося характер достаточной за ­ конченности в тех целях, что были поставлены: опись берега, связанная с судовым промером, дала этот материал - карту и заметки по лоции до реки Колымы. Работы экспедиции прошлого года, преследуя главным образом те же цели, тем не менее по двум причинам не носят характера этой законченности, и материал для судоходства от Колымы до Лены требует некоторого возможного пополнения. Первая причина этой незаконченности в работах лежит в недоступ ­ ности берега из-за мелководья для производства описи, но мелководье при глубинах в 25 футов и менее в 2 0 - 2 5 милях от берега само собой уж е исключает возможность широкого судоходства в этих местах, тем более что места эти, правда, обширные по протяжению , лежат в стороне от курса в реку Лену. Вторая причина - это торопливость прохода как при следовании к реке Лене, так и на обратном пути.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz