Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

184 Н. А. фон Транзе. Работы и воспоминания об участии в Гидрографической экспедиции Северного Л едовитого океана склад необходимых товаров, преследующий не столько выгоду, сколь­ ко доверие к русскому производству. Но, например, ружья во всей Чукотской земле только американские, т. к. наше производство в этой отрасли не может конкурировать с американским по дешевизне, хотя теперь, кажется, сделан заказ на ружья, предназначаемые для нашего Севера. Что ж е касается табака, сахара, то чукчи положительно пред­ почитают наши. Упомянув о нашем влиянии, я не могу не высказать сожаления, что и это влияние ныне подорвано недобросовестным отношением к делу, и, чтобы поднять наше влияние и умалить американское, с ей ­ час, пожалуй, нужны не столько меры, которые, как, например, в виде охраны судов, были бы обременительны , сколько экономические с о ­ бытия в этом отдаленном углу; а они, по-видимому, назревают, и если подтвердятся слухи о присутствии хорошего процента золота в п оро­ де Анадырского уезда, или, вернее, если ряд имеющихся уж е фактов выльется в форму золотопромышленного предприятия здесь, то край оживет сам собой , и вместе с «золотой лихорадкой» появится, как всегда, частная предприимчивость и по другим отраслям, как, напри­ мер, развитие каботажа вообще и, в частности, каботажа мелких судов для моржового и китового промыслов. Также немалую роль сыграет в этом отношении развитие судоход ­ ства до рек Колымы и Лены. В настоящее время вывоза из этих рек нет, а пароходы Добровольного флота, совершающие рейсы в реку Колыму, преследуют цель ввоза правительственных продовольственных запа­ сов, которые до сего времени транспортировались из Иркутска через Якутск в Нижнеколымск и обходились казне в IV 2 раза дороже. Простояв ночь на якоре у селения Уэлен, 10 сентября в 8 ч утра снялись с якоря и вышли из Ледовитого океана в Берингово море для следования в залив Провидения. Погода прекрасна - t„ до +5°, штиль. 11 сентября в 8 ч утра стали на якорь в бухте Эмма, где занялись пере­ грузкой угля из одних ям в другие и запасались водой из ручья, на что ушли и последующие два дня. 14 сентября в 8 ч утра снялись с якоря, вышли в залив Провидения на уничтожение девиации, после чего, не становясь на якорь, пошли в Петропавловск; транспорт «Вайгач» пошел к острову Святого Лаврентия для гидрологического галса и по оконча­ нии работ должен был также следовать в Петропавловск. 17 сентября, не доходя Командорских островов, разошлись с яхтой камчатского гу­ бернатора «Адмирал Завойко» - первым встреченным судном за три месяца плавания, а 18-го вечером вошли в Авачинскую губу и под про­ жектором подошли к косе при входе в Петропавловскую гавань, где и стали на якорь. Ночью пришел «Вайгач».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz