Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
Н .А. фон Транзе. П лавание транспортов «Вайгач» и «Таймыр» в Северном Ледовитом океане в 1912 г. 179 в Хатангскую губу и не имея возможности из-за льда, прижатого к б е регу, войти в канал между восточным берегом Таймырского полуостро ва и льдом, о котором нам телеграфировал «Вайгач», повернули на N и, обходя простирающийся до берега набивной лед, в 8 ч утра подошли к перемычке льда шириной кабельтова два, пробив которую вступили в канал чистой воды шириной миль 1 0 -1 5 . Еще пробиваясь в канал, увидели идущий под берегом транспорт «Вайгач», который, заметив, в свою очередь, нас, пошел на соединение и в 10 ч утра стал на якорь ря дом с нами в широте 75°5' N. Причина, побудившая транспорт «Вайгач» спуститься на юг, заклю чалась в следующем. Дойдя все суживающимся каналом чистой воды до широты 76°9' N и получив глубину в 20 футов, далее на N идти было нельзя из-за стоявшего по курсу солидного льда, нагнанного бывшим NW штормом и насевшего, по-видимому, на мысе у островов Святого Петра, а из-за метели другой чистой воды они не видали; прижаться же ближе к берегу не позволяла глубина. Оставалось или ждать отхода льда от берега, что было замечено в силу заходившего к W ветра, или, спустившись на юг, искать выхода на О, чтобы мористее обойти нагнан ный лед, имея к тому же достаточную глубину. Благодаря бывшему на кануне NW ветру t„ в это время упала до -8 ,75 °, и при низкой темпера туре воды во льду началось образование блинчатого льда. Не прибегая к попытке тем или другим образом действий, т. е. путем выжидания на якоре отхода льда от берега (что наблюдалось) или пу тем обхода его мористее, идти к намеченной цели - к мысу Челюскин, экспедиция в 2 ч 40 мин дня вторично повернула на восток, назначив рандеву в бухте Тикси. В 9 ч 15 мин вечера стали на якорь из-за тем ноты и льда. На следующий день, 28-го, в 6 ч утра снялись с якоря для дальнейшего следования на восток. Не могу обойти молчанием характерный, но, к сожалению, на обратном походе малоосвещенный факт, явно указывающий на способ сохранения генерального курса при плавании во льду судов ледокольного типа. До полудня шли каналами во льду, когда по курсу встречен был раз битый лед, за которым были видны полосы чистой воды, а на горизонте небосклон был темного цвета вследствие отражения воды (верный при знак большой полыньи). Не намереваясь проходить через имеющийся лед, сочли, что попали в тупик, и вместо курса О легли на обратный, склоняясь несколько к югу. В 5 ч 35 мин дня стали на якорь, где случай но собравшимся офицерам обоих транспортов предложено было выска заться по поводу дальнейшего образа действий при имеющемся состоя нии льда. Единогласное мнение было не в пользу курсов SW четверти, раз предположено идти на О, и общее мнение - сохранять, елико воз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz