Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

Н .А. фон Транзе. П лавание транспортов «Вайгач» и «Таймыр» в Северном Ледовитом океане в 1912 г. 179 в Хатангскую губу и не имея возможности из-за льда, прижатого к б е­ регу, войти в канал между восточным берегом Таймырского полуостро­ ва и льдом, о котором нам телеграфировал «Вайгач», повернули на N и, обходя простирающийся до берега набивной лед, в 8 ч утра подошли к перемычке льда шириной кабельтова два, пробив которую вступили в канал чистой воды шириной миль 1 0 -1 5 . Еще пробиваясь в канал, увидели идущий под берегом транспорт «Вайгач», который, заметив, в свою очередь, нас, пошел на соединение и в 10 ч утра стал на якорь ря­ дом с нами в широте 75°5' N. Причина, побудившая транспорт «Вайгач» спуститься на юг, заклю­ чалась в следующем. Дойдя все суживающимся каналом чистой воды до широты 76°9' N и получив глубину в 20 футов, далее на N идти было нельзя из-за стоявшего по курсу солидного льда, нагнанного бывшим NW штормом и насевшего, по-видимому, на мысе у островов Святого Петра, а из-за метели другой чистой воды они не видали; прижаться же ближе к берегу не позволяла глубина. Оставалось или ждать отхода льда от берега, что было замечено в силу заходившего к W ветра, или, спустившись на юг, искать выхода на О, чтобы мористее обойти нагнан­ ный лед, имея к тому же достаточную глубину. Благодаря бывшему на­ кануне NW ветру t„ в это время упала до -8 ,75 °, и при низкой темпера­ туре воды во льду началось образование блинчатого льда. Не прибегая к попытке тем или другим образом действий, т. е. путем выжидания на якоре отхода льда от берега (что наблюдалось) или пу­ тем обхода его мористее, идти к намеченной цели - к мысу Челюскин, экспедиция в 2 ч 40 мин дня вторично повернула на восток, назначив рандеву в бухте Тикси. В 9 ч 15 мин вечера стали на якорь из-за тем ­ ноты и льда. На следующий день, 28-го, в 6 ч утра снялись с якоря для дальнейшего следования на восток. Не могу обойти молчанием характерный, но, к сожалению, на обратном походе малоосвещенный факт, явно указывающий на способ сохранения генерального курса при плавании во льду судов ледокольного типа. До полудня шли каналами во льду, когда по курсу встречен был раз­ битый лед, за которым были видны полосы чистой воды, а на горизонте небосклон был темного цвета вследствие отражения воды (верный при­ знак большой полыньи). Не намереваясь проходить через имеющийся лед, сочли, что попали в тупик, и вместо курса О легли на обратный, склоняясь несколько к югу. В 5 ч 35 мин дня стали на якорь, где случай­ но собравшимся офицерам обоих транспортов предложено было выска­ заться по поводу дальнейшего образа действий при имеющемся состоя­ нии льда. Единогласное мнение было не в пользу курсов SW четверти, раз предположено идти на О, и общее мнение - сохранять, елико воз­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz