Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

178 Н. Л. фон Транзе. Работы и воспоминания об участии в Гидрографической экспедиции С еверного Л едовитого океана Последующие два дня, 21 и 22 августа, были особенно благоприятны по состоянию погоды и льда, но они были бесплодно потеряны и дорого стоили впоследствии. За эти дни не было сделано ни одной мили гене­ рального плавания на W , число ходовых часов в сутки было доведено до минимума (JVi часов), число якорных стоянок было 10. Ходили впе­ ред и назад вдоль неизвестного берега, описывая его. Разбитым льдом для поступательного движения на запад не пользовались, а, задавшись целью идти чистой водой, принуждены были держаться ближе к берегу, уменьшая глубину, и приткнулись однажды к мели в 18 футов, с кото­ рой сошли через 3 минуты. Начальником экспедиции был назначен срок 29 августа для пребыва­ ния в этих водах в попытках пройти к Таймырскому полуострову, но т. к. состояние льда не удовлетворяло заданию иметь канал чистой воды ши­ риной миль 10, то была создана картина невозможности из-за льда и ма­ лых глубин достичь берегов Таймыра в эту навигацию, а потому на сле­ дующий день, 23 августа экспедиция, не дойдя 75 миль по Норденшельду до Таймырского полуострова, легла на обратный путь во Владивосток. Того же числа днем пошел снег, уменьшивший горизонт до миниму­ ма, и транспорт «Вайгач» не было видно, но даваемыми через пятими­ нутные промежутки сиренами мы были в связи, пока ответа не посл едо­ вало. В 9 ч 30 мин вечера стали на якорь из-за темноты и льда: горизонт чистый, «Вайгача» нет. Утром следующего дня в 6 ч 15 мин снялись с якоря и пошли далее на восток. В 12 ч дня услыхали по радиотелеграфу «Вайгач», показавший свое счислимое место: широта 75°25' N и долгота 113°45' О; стали на якорь в обсервованных широте 74°28’ N и долготе 12Г 58' О. Через 3Л часа снялись с якоря, повернули на запад и пошли на соединение с транспортом «Вайгач», поставленным об этом в извест­ ность с указанием рандеву мыс Челюскин. Д о 27 августа шли с возможно большей скоростью во льду при тя­ желых условиях полярного плавания, имея 25-го и 26-го шторм от NW , пургу и метель. Становились на якорь в крайнем случае, за темнотой, при невозможности разбирать состояние льда по курсу. Часто попадали в тупики, выходя из которых и обходя поля льда, теряли время. 27 августа утром при входе в Хатангскую губу видели остров Пре­ ображения, как то полагали до 1908 года, когда боцман Бегичев с яхты Русской полярной экспедиции «Заря» представил положительные данные, что этот остров не есть Преображения, который лежит южнее, а другой, еще никем не открытый, и назвать который геологом Толма­ чевым предложено в честь открывшего его островом Бегичева1. Входя 1 В настоящее время - остров Большой Бегнчев. - Сост.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz