Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

Н. Л. фон Транзе. П лавание транспортов «Вайгач» и «Таймыр» в Северном Ледовитом океане в 1912 г. 177 прошла по параллели несколько севернее 75° от Таймыра до острова Котельного, не встречая льда, а потому, если встреченный нами лед, за­ ключенный в этом море, был местный лед, то нам осталось пройти этим льдом, может быть, несколько миль, чтобы вступить в чистую воду, ве­ дущую к мысу Челюскин. Лед разбитый, но торосистый, встречаются и поля. Ветер SW /5 подавал надежду, что отгонит лед от берега и даст возможность вступить в канал между ним и Таймырским полуостровом для дальнейшего движения на север. Приходилось пользоваться чисты­ ми планшетами с нанесенными путями «Веги», «Фрама» и «Зари» и с о ­ ответствующими сочинениями. В 9 ч 20 мин вечера стали на якорь, имея с 10 ч утра отрицательное, т. е. на восток, поступательное движение, и широту уменьшили до 74° 10'. На следующий день, 18 августа, снялись с якоря в 6 ч утра и ка­ налами, разбитым льдом шли большей частью средним ходом, увели­ чивая его до 8 узлов, когда вступали в чистые ото льда полыньи. Ветер весь день SW и W SW , 3 - 5 баллов, tB+2,5°, t„ от -0 ,5 ° до 2°. В полдень обсервованная широта 74°38' N и долгота 12Г34' О. Шли всю ночь, временами пробиваясь через густой лед, а в полдень 19 августа, имея обсервованную широту 74°8' N и долготу 117°20' О и получив глубину в 5 саженей с имеемых 9, стали на якорь для измере­ ния течения. Вблизи видны стамухи, стоящие на мели. В 2 ч дня пошли дальше; в 9 ч 20 мин вечера получили глубину 26 футов, круто повер­ нули на N и в 11 ч стали на якорь из-за темноты, не позволяющей разо­ брать состояние льда по курсу. Весь день маловетрие, ясно, тепло, силь­ ная рефракция и мираж. 20 августа снялись с якоря в 3 ч 15 мин утра и пошли на W, но в 6 ч встретили по курсу более плотный лед, легли на обратный курс и в 8 ч утра стали на якорь. С этого момента характер нашего плавания для достижения Таймырского полуострова круто и з­ менился. В 11 ч дня снялись с якоря, и предположено было спуститься н е­ сколько на юг, чтобы потом идти вновь к берегам Таймыра и, исполь­ зовав бывшие SW ветра и определение течений, дававшее всегда не­ правильное направление NO - SW , достичь канала между льдом и берегом. Однако это предположение было отставлено, и экспедиция легла на S к берегу с расчетом выйти на путь парохода «Вега». Имее- мой чистой ото льда водой к W от курса мы уж е более не пользовались. В 10 ч 10 мин вечера того же дня стали на якорь в 6 - 7 милях от берега, вероятно, близ реки Анабары, но по какую ее сторону, было неизвест­ но, т. к. три варианта карт (Главного гидрографического управления, «Веги» и Толмачева) давали разное взаимное положение реки и нашей якорной стоянки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz