Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

Н.Л. фон Транзе. П лавание транспортов «Вайгач» и «Таймыр» в Северном Ледовитом океане в 1912 г. 175 Дойдя до местечка Булун в 100 с небольшим верстах от места назна­ ченных работ, партия отправилась туда на вельботе, прибыла 21 июня и начала работы по съемке и промеру для отыскания фарватера на баре Быковской протоки. До 10 августа партия имела всего лишь 8 дней рабочих, остальные дни были или туманные, или дули свежие ветры, когда гребцы, по словам капитана 2-го ранга Синицына, начинали блед­ неть, переставали грести, а потому однажды, застигнутым ветром и вол­ нением милях в 5 - 6 от берега, пришлось приткнуться к мели и ночевать в вельботе за невозможностью заставить их выгребать против волны к берегу. При таких условиях партия не могла закончить всей работы в эту кампанию и, отыскав на протяжении нескольких миль фарватер в 18 футов, идущий вдоль берега, а другой мористее, должна была работы прекратить, чтобы на вельботе же поспеть подняться вверх по реке до Булуна, откуда 28 августа шел последним рейсом в Якутск тот же паро­ ход «Лена», в надежде добраться до Петербурга в декабре. Наша экспедиция, обладая моторными и другими шлюпками, могла бы оказать помощь береговой партии и тем самым, быть может, дове­ сти работу по изысканию фарватера до конца, но она еще преследовала другие цели, связанные во времени, а потому вопрос о глубине фарва­ тера, соединяющего реку Лену с Северным Ледовитым океаном через Быковскую протоку, остался пока открытым. Через несколько часов, торопясь сняться с якоря, моторный катер буксировал вельбот с капи­ таном 2-го ранга Синицыным обратно к берегу, измеряя глубины, и по возвращении мотора транспорт снялся с якоря и перешел на более глу­ бокое место, т. к. вместо имеемых 27 футов оказалось 24 фута. На следующий день, 13 августа, в 7 ч утра, снялись с якоря и пошли в бухту Тикси, где и стали в 4 ч дня на якорь вблизи «Вайгача», стояв­ шего севернее острова Бруснева, с которым мы были разлучены в тече­ ние двух недель, поддерживая связь по радиотелеграфу на расстоянии до 170 миль. В глубине бухты стоит на якорях яхта «Заря», покинутая в 1902 г. последней русской полярной экспедицией под начальством барона Толля, погибшего в 1901 г. на пути с острова Беннетта на Новосибир­ ские острова. Бухта Тикси обширная, с глубиной до 6 саженей и открыта только SO ветрам. Вдали на востоке видны горы берегов реки Лены, а с севе­ ра ограничена полуостровом Мостах, северную оконечность которого омывает Быковская протока. Полуостров Мостах представляет собой длиной миль 1 8 -2 0 и ши­ риной до 5 миль тундру, высотой футов 80, изрытую неглубокими по­ логими оврагами с большим количеством озер. На полуострове множе­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz