Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

174 Н. Л. фон Транзе. Работы и воспоминания об участии в Гидрографической экспедиции Северного Л едовитого океана к берегу и, имея недостаток в воде для котлов, испытали по пути воду на соленость, но результаты получились много хуж е допустимого. В 2 ч дня милях в 10 позади траверза был замечен знак, поставлен­ ный на берегу. Очевидно, это работа подполковника Неелова, а потому, не доходя 6 - 7 миль до острова Мостах, за которым надлежало изменить курс в бухту Тикси, повернули на обратный курс с тем, чтобы, п одой ­ дя возможно ближе к берегу, пойти на шлюпке к знаку и войти в связь с подполковником Нееловым, чтобы оказать ему помощь в промере. В 3 ч 30 мин дня стали на якорь в милях 1 0 -1 1 от берега, несколько не доходя параллели Быковской протоки. Был послан на берег моторный катер для отыскания подполковника Неелова, и начальником экспедиции были даны телеграммы для пере­ дачи их подполковнику Неелову, если он раньше будет в Якутске, чем мы придем в Александровск-на-Мурмане. Кроме того, начальником экспедиции было высказано свое решение зайти в бухту Тикси и, при­ няв там забортную воду, следовать дальше к Таймырскому полуостро­ ву. Настроение у всех стало бодрее, т. к. неопределенность дальнейших задач в последние дни, когда район нашего обследования до реки Лены подходил к концу, чувствовалась в сильной степени. Моторному катеру только на следующий день удалось войти в связь с береговой партией подполковника Неелова и в 2 ч дня доставить о д ­ ного из членов ее, отставного капитана 2-го ранга Синицына, на транс­ порт, где был рассмотрен черновой планшет их работы. Я позволю себе несколько остановиться по этому вопросу и сопоста­ вить задачу и обстановку со средствами, которыми располагала эта пар­ тия. Единственный зарегистрированный случай прохода Быковской протокой - в 1878 г. пароходом «Лена», сопровождавшим Норденшель­ да на «Веге». Осадка «Лены» была 5 футов 8 дюймов, и она неоднократ­ но садилась на мель, прежде чем войти в протоку, следовательно, рабо­ тать береговой партии предстояло в совершенно неизвестной местности при огромной площади необходимого обследования и в расстоянии от берега до 8 миль. Кроме того, средства сообщ ения таковы, что партия, выехав зимой из Петербурга, по зимнему тракту доехала от Иркутска до Якутска на протяжении 3000 верст, откуда с началом навигации от­ правилась вниз по Л ене на вышеупомянутом мной пароходе «Лена», получив от местного купца Громова вельбот с яхты «Заря», проданной ему в 1902 г.1, и там же наняв гребцов в количестве девяти человек: о д ­ ного извозчика, одного почтальона, запасного солдата, мастерового и других вроде этих же профессий. 1 Речь идет об известной якутской судовладелице А. И. Громовой. - Сост.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz