Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
Н. А. фон Транзе. П лавание транспортов «Вайгач» и «Таймыр» в Северном Ледовитом океане в 1912 г. 171 На следующий день, 25 июля, снялись с якоря, чтобы идти в про лив Лаптева к острову Ближнему, где предполагались астрономические наблюдения. Устье Индигирки осталось не обследовано. Транспорт «Вайгач» послан был идти параллельным курсом милях в 20 от нас для лишнего промерного галса. Глубины не более 5 саженей. t„ от +3,75° до -1,25°; tMдо -1°; ветер N O /2 1. Через Vi часа после съемки с якоря вошли опять в разбитый талый лед, который имели до острова Ближ него. Располагая курсы для входа в пролив Лаптева и руководствуясь глубинами на пути Норденшельда, а также переговорами по радиоте леграфу с транспортом «Вайгач», прошедшим в пролив по глубинам до 26 футов, и имея ежедневно обсервованное место, транспорт тем не менее в течение 2 '/г суток не мог войти в пролив Лаптева из-за малых глубин, которые до 22 футов получали с борта и до 19 футов при шлю почных промерах. Здесь же на мели стоял ряд крупных стамух. Причина такого мелководья вблизи реки, вероятно, лежит на двух началах: с одной стороны, грунт выносится рекой, с другой стороны - на льдинах, вынесенных из рек, лагун, бухт, много грунта, который при таянии льда или при столкновении льдин смывается и оседает на дно. При столкновении в этих местах транспорта со льдом вода вокруг мути лась из-за грунта, смытого со льда. Благодаря тому обстоятельству, что ежедневно около 10 ч утра и в полдень туман расходился и давал воз можность иметь обсервованное место, более или менее определились положения отмели или банки на восток от острова Ближнего и харак тер глубин на наших курсах, исправленных течением, измерявшимся при каждой якорной стоянке. 28-го вечером, получив глубину в 27 футов и считая себя в 8 милях от юго-восточной оконечности острова Ближнего, стали на якорь, к чему вынудил еще и нашедший густой туман. На следующий день утром разъ яснилось, берег был виден, пошли сперва на S, потом на W и в 3 ч 30 мин дня стали на якорь в 3 милях на S от мыса Титька на глубине 24 фута. «Вайгач», стоявший несколько мористее, подошел и стал на якорь вбли зи. Переход от устья реки Индигирки до мыса Титька, протяженностью всего лишь 200 миль, стоил нам четырех дней, терять которые было более чем обидно. В проливе вдоль острова Ближнего разбитый лед, носимый приливно-отливным течением и ветром на О и W. На следующий день «Вайгач» был послан идти описывать острова Малый, Столбовой, Семе новский, Васильевский и положить опись на астрономические пункты, которые ему предлагалось установить на островах Малом и Столбовом; 1 Румбы каждой четверти, на которую разделена вся поверхность ис гннного горизон та (NO, SO, SW, NW), имеют свой номер. Счет ведется от N и S в обе стороны к О и W. - Сост.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz