Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

Н. Л. фон Транзе. П лавание транспортов «Вайгач» и «Таймыр» в Северном Ледовитом океане в 1912 г. 167 в заливе Провидения, где и стали на якорь близ транспорта «Аргунь», с которого должны были погрузить полный запас угля и воды для сле­ дования в Северный Ледовитый океан. Работы в Беринговом море были закончены. В кратких чертах описательная часть залива Провидения следую ­ щая: глубокий фиорд шириной мили 1 ‘/ 2 - 2 , врезавшийся в материк миль на 10, с высокими горами, образует прекрасные якорные стоянки бухта Эмма, бухта Хед и бухта Всадник и при входе бухта Пловер - хо­ рошее укрытие с моря за кошкой, на которой расположены чукотские юрты, жители которых занимаются охотой на нерп и другими видами морского промысла. В бухте Эмма в 1911 г. экспедицией установлен астропункт и поставлены створные входные знаки, азимут которых определен и по которым можно поверить компасы как при походе на север, так и на обратном пути. В бухте Эмма также имеется несколько чукотских юрт-яранг, а так­ же живет здесь чукотский уездный начальник и один торговец - Том­ сон, кажется, сомнительная личность, ибо, как я слышал, он умудрился состоять подданным и России, и Соединенных Штатов. В распоряже­ нии уездного начальника имеется казенный склад необходимых для инородцев предметов, которые они приобретают за шкуры, меха, мор­ жовую кость и китовый ус. Вблизи зданий протекает слабый осенью ручеек, из которого можно брать на шлюпках пресную воду. В бухте Всадник имеются следы зимовки американской компании, задумавшей когда-то соединить телеграфом Америку с Европой через Чукотскую землю1, но на самом деле занимавшейся недозволенной торговлей с чукчами, скупая от них все ценное промысловое производство за спирт. Но по этому вопросу я позволю себе остановиться еще раз. В течение стоянки в бухте Эмма были предприняты экскурсии на моторном катере в бухты Всадник, Хед и на байдарках вокруг бухты для охоты, давшей большое количество убитых гаг, уток и чаек различ­ ных пород, видов и степеней оперения. На другой день по приходе подошли к борту транспорта «Аргунь», выгрузили остатки сучанского угля и начали принимать кардиф. 7 июля закончили погрузку угля и воды (уголь в мешках приняли и на верхнюю палубу); всего было принято 540 тонн угля и 233 тонны воды. 8 июля снялись с якоря одновременно с транспортом «Аргунь», пошед­ шим на юг, вышли в залив Провидения на определение девиации, после чего пошли в Берингов пролив, имея в перспективе переход до реки Ко­ 1 Речь идет о Western Union Telegraph Company, работавшей на Чукотке в 1864— 1867 гг. - Сост.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz