Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

Я. Л. фон Транзе. Работы и воспоминания об участии в Гидрографической экспедиции Северного Л едовитого океана 163 сочувствием, сделали меньше, чем наши исследователи Прончищев, Лассиниус и им подобные, вложение в национальное дело России не только сил своих, но и жизни. По газетным сведениям в будущем году в целях всестороннего изуче­ ния нашего Севера предполагается немецкая полярная экспедиция с рас­ четом провести там три года1. Можно ожидать, что за недостатком непо­ именованных географических пунктов постараются если не изменить, то дать вторые названия уже имеющимся, например, мысу Челюскин, остро­ вам Анжу, Врангеля и т. д., как это сделал Кук, обративший свое внимание на мыс Дежнева, окрестив его «Восточный», и это название, видимо, за­ креплено, раз входит в издаваемые правительством карты и книги2. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана по ра­ ботам 1911 г. дала карту от мыса Дежнева до Колымы. В прошлом году преследовалась та же цель в районе Колыма - Лена по следующей про­ грамме, или, вернее, предположению о работах в навигацию 1912 г. 1) Произвести морскую опись восточного побережья Камчатки: а) от Усть-Камчатска до мыса Африка и б ) от мыса Говенского до мыса Олю- торского (Олюторская губа). 2) Продолжить морскую опись берега и прилегающих островов от устья реки Колымы до устья реки Лены. Основой для описи должны быть береговые астрономические пункты, определенные, по возможно­ сти, через каждые 7 0 -1 0 0 миль. На всем пути следования производить судовой промер. 3 ) Произвести опись заливов, бухт, устьев рек и вообще якорных стоянок, особенно тех, которые могут служить укрытием ото льдов. Съемку важнейших якорных стоянок надлежит производить мензу­ лой3, а промер - со шлюпок. 4 ) Произвести судовой промер по галсам, нормальным к берегу, в проливе между матерым берегом и островами Ляхова, а также, по 1 Речь идет, скорее всего, о германской арктической экспедиции, целями которой были прохождение Северного морского пути на судне и исследование побережья аркти­ ческих морей при передвижении на собачьих упряжках. Автором ее идеи и руководите­ лем выступил немецкий офицер г. Шредер-Штранц, впервые побывавший на Кольском полуострове в 1905 г. В 1912 г. он отправился к северным берегам Шпицбергена на нор­ вежском парусно-моторном судне «Герцог Эрнст» (бывшая норвежская промысловая яхта «Стерлинг»), В ходе экспедиции погибла большая часть ее членов и сам руководи­ тель. Причинами трагедии стали прежде всего плохая организация и отсутствие у участ­ ников опыта работы в Арктике. - Сост. 2 Д. Кук назвал мыс «Восточным» в 1778 г. Увековечить в названии память С. И. Деж­ нева предложил Н. Э. А. Норденшельд в 1879 г. Это название было утверждено в 1898 г. (в год 250-летия открытия мыса). - Сост. 3 Мензула - прибор, применяемый в комплекте с кипрегелем (геодезическим прибо­ ром, предназначенным для измерения вертикальных углов, расстояний, превышений и графических построений направлений) при топографической съемке. - Сост.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz