Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
Н. А. Кузнецов. Н иколай Александрович фон Транзе 151 качества: «Склонен к штурманскому делу. Увлекался плаванием в шхерах, изучая фарватеры. Владеет немецким языком. Способен»'. 11 сентября 1906 г. Транзе перевели в Сибирский флотский экипаж. Его одно кашник по Морскому кадетскому корпусу М. Ю. Гюбнер (Горденев) вспоминал о том, что говорили ему старые моряки - офицеры крейсера «Адмирал Корнилов» о службе на Тихом океане: «Если хотите плавать и имеете достаточно характе ра, чтобы удержаться и не опуститься, идите на службу в Сибирскую флотилию. Там масса прекрасных моряков-офицеров и в этом смысле отличная школа, хотя и масса соблазнов, особенно если есть склонность к вину. Сейчас флота нет, ког да его создадут, вопрос будущего, и у вас есть достаточно времени, чтобы удов летворить желание плавать, да и Дальневосточный край - замечательный, есть что посмотреть»2. Возможно, что такими соображениями и руководствовался Н. А. фон Транзе, отправившись на Дальний Восток, где его служба продолжа лась до 19 апреля 1907 г., после чего он вновь вернулся на Балтику, в 5-й флот ский экипаж (29 декабря того же года переведен в 4-й флотский экипаж). 21 мая 1907 г. Транзе получил в командование свой первый небольшой ко рабль - сторожевой катер № 53. Заведующий Отрядом газолиновых миноносок, в котором числился катер, охарактеризовал своего подчиненного следующим образом: « Природный моряк [это словосочетание употребляется два раза), всей душой любит море, плавание, якорной стоянки не любит, на берегу тяготится. Рыцарь и фанатик, необузданная натура. Чрезвычайно вспыльчив, влюбчив, ни когда не лжет. Работоспособность: в море бодрый и неугомонный, на берегу порой вял и неровен. Прямой, правдивый, честный юноша, но совершенно необузданная натура. Вспыльчив. Чрезвычайно непоследователен, неровен - несносный харак тер... При суровой школе выработается в блестящего офицера»*. По всей види мости, служба в Сибирской флотилии пошла на пользу молодому офицеру, но тяжелый характер и «необузданная натура» часто вредили ему и в дальнейшем. 23 апреля 1908 г. Транзе временно назначен вахтенным начальником на миноносец № 218, а 11 июня того же года он занял аналогичную должность на миноносце «Резвый»5. Уже в этот период Николай Александрович заин тересовался полярными исследованиями и захотел принять участие в плани руемой экспедиции по Северному морскому пути. Он так вспоминал об этом: «Еще во время постройки ледоколов я обратился к Колчаку - организатору 1 Там же. Ф. 873. Оп. 18. Д. 162. Л. 5об.-6. 2 Цит. по: Горденев М. Ю. Дальний Восток и Сибирская флотилия 1906-1912. Очерк / / Одиссеи без Итаки. Русская эмигрантская маринистика. Рассказы. Очерки. Воспоми нания. Владивосток, 2000. С. 21. 3 РГАВМФ. Ф. 406. Оп. 9. Д. 4227. Л. 12. *Там же. Ф. 873. Оп. 18. Д. 162. Л. 7об-8. Миноноски с бензиновыми двигателями постройки американского завода «Никсон» со 2 апреля 1905 г. по 27 сентября 1907 г. числились в списках судов как сторожевые катера № 1-10. 5 Там же. Ф. 406. Оп. 9. Д. 4227. Л. 12.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz