Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

144 Э. Е. Арнголъд. По заветному пути Вот когда весь Великий Северный морской путь будет надлежаще оборудован , т. е. полная надежда и на установление сквозных рейсов. В настоящее время явились сторонники ликвидации мысли о В е­ ликом Северном морском пути. Вместо него рекомендуют сооруж ение железных дорог в северной части Сибири, причем ввиду громадной стоимости этого предприятия1 инициаторы его возлагают надежды на американских миллиардеров. На это я могу только напомнить им один стих из «Энеиды» Виргилия: Quidquid id est, tiraeo Danaos et dona ferentes (II, 49)2. В своих надеждах на Великий Северный морской путь я опираюсь на много выдающихся авторитетов, из числа которых позволю себе при ­ вести мнения только двух. Первый - это гордость русской науки, все­ мирно известный ученый Д. И. Менделеев. Вот его слова. «...По мнению моему, в нашем морском деле - для его успешного и верного движения вперед - лучше всего на одни из первых планов поставить завоевание Ледовитого океана, хотя я уверен, что никакая „комиссия”до такого решения не дойдет, потому что комиссии и парламенты „Америки не открывали” и не откроют, хотя необходимы как фабрики для пере­ делки добытого. Если победили твердыни гор, надо и льды побороть, а у нас их больше, чем у кого-нибудь. А около тех льдов немало и золота, и всякого иного добра, своя Америка»3. 1Во всяком случае, свыше 10 миллиардов рублей золотом, что, конечно, нам не под силу. - Ред. Проекты соединения Сибири с Европейским Севером с помощью железной дороги выдвигались с начала XX века. За сооружение трансполярной железной дороги активно ратовал известный художник - исследователь Севера А. А. Борисов (1866-1934). Оценивая итоги работы ГЭСЛО, он, отдавая должное му­ жеству русских моряков, писал в статье, опубликованной в газете «Новое Время» и перепечатанной журналом «Мореплавание и судоходство»: «Пройдет еще... 700 лет, и все-таки торговые суда этих рейсов [по Северному морскому пути] делать не ста­ нут, если, конечно, наука не откроет способа при помощи химии в один миг уничто­ жать полярные льды или при помощи искусственного ветра отбрасывать их к полюсу. [...] Разве только чудаки повезут свои товары из Европы во Владивосток этим ледя­ ным путем, который продлится от двух до семи лет» (Борисов А. Довольно фанта­ зий!.. / / Мореплавание и судоходство. 1915. № 4. С. 29). Регулярные рейсы судов в устья сибирских рек начались в 1919 г., а реализовать проект постройки транспо­ лярной железнодорожной магистрали на практике попытались лишь после оконча­ ния Второй мировой войны. В 1947-1953 гг. велось строительство железной дороги Чум - Салехард - Игарка (строительство 501-503). После смерти И. В. Джугашвили (Сталина) строительство прекратили. В составе Северной железной дороги исполь­ зовался участок Чум - Лабытнанги. В настоящее время некоторые участки дороги используются отдельными предприятиями. - Ред. 2 «Бойтесь данайцев, дары приносящих». - Ред. 3Менделеев Д. К познанию России. СПб., 1907. С. 22. - Ред.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz