Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

Заключение 143 пароходные рейсы между Владивостоком и рекой Колымой, а с 1914 г. должны были начаться между Владивостоком и Леной. То же самое имеет место и в западной части - это так называемые Карские экспе­ диции из Архангельска или Лондона к устью Енисея, которые с 1920 г. совершаются ежегодно. Так дело обстоит, как мы подчеркнули это выше, пока, при сущ е­ ствующих условиях; при изменившихся же условиях значение его может стать для Сибири очень важным: плавание но Северному Л е ­ довитому океану в течение 2 - 3 месяцев, примерно с половины июля по октябрь, может стать вполне возможным без больших затруднений, особенно не в далеком расстоянии от берегов. Для этого требуются: 1) устройство и оборудование портов и складов на северном побере­ жье Сибири, организация пароходного сообщения по большим си ­ бирским рекам, в устьях которых должны быть порты, и согласование речных с морскими рейсами; 2 ) устройство в подходящих местах ради­ отелеграфных и метеорологических станций, снабженных гидропла­ нами и надлежащей службой, производящей постоянные наблюдения над состоянием льдов и сообщающей об этом во всеобщее сведение; 3 ) постановка на морских берегах в нужных местах приметных знаков, организация в затруднительных местах лоцманской службы и деж ур ­ ства ледоколов, издание точных карт и лоций; 4 ) суда не должны быть слишком громоздки, чтобы иметь возможность легко лавировать меж ­ ду льдинами. Кое-что из намеченного уж е выполнено и постепенно продолжа­ ет пополняться, особенно в районе Северного морского пути. Так, в 1913 г. построено три радиостанции с метеорологическими наблю­ дениями: одна на европейском берегу у Югорского Шара, другая на острове Вайгач у Карских Ворот и третья на западном берегу полуо­ строва Ямал в Маре-Сале; в 1915 г. построена радиостанция на острове Диксон, при входе в устье Енисея, в 1919 г. - в селении Дудинском на Енисее, в 1920 г. - две: одна в Обдорске, а другая в Усть-Енисейском порту; с 1922 г. на летнее время устанавливается радиостанция в Н о ­ вом Порту в Обской губе, в 1923 г. выстроена постоянная радиостан­ ция на Новой Земле у Маточкина Шара. Итого в районе Северного морского пути мы имеем девять действующих радиостанций. На п о ­ бережье Карского моря установлены морские знаки. В ближайшем будущем предполож ено построить радиотелеграф у крайней северной точки Новой Земли , на мысе Желания, и на острове Белом - у север­ ной оконечности Ямала, а затем и на Челюскине. Что же касается вос­ точной части Великого Северного морского пути, то там до сих пор почти ничего еще не сделано.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz