Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

142 Э. Е. Арнгольд. По заветному пути этл (в Соединенных Штатах), куда прибыл 27.V II.1921. Экспедиция эта посетила впервые после открытия остров Малый Таймыр, с кото­ рого видела Северную Землю , и исследовала Чукотский полуостров; благодаря долговременному пребыванию в Северном Ледовитом океа­ не собрала большой научный материал в виде разнообразных богатых коллекций, которые теперь находятся в Осло, произвела много гидро­ логических наблюдений. Теперь в нескольких словах подведем итоги всему тому, что выясни­ ла нам история попыток открытия Великого Северного морского пути. Выяснились с очевидностью все неблагоприятные стороны, но от­ нюдь не полная невозможность пользования этим путем. Слишком мала вероятность того, чтоб сравнительно неширокий пролив, отделяю ­ щий Северную Землю от материка, в таких высоких широтах регулярно освобождался ото льда, огибание же Северной Земли с севера на 82° сев. шир., конечно, совершенно немыслимо для обыкновенных, неледоколь­ ного типа, торговых или военных судов. Другим не менее серьезным препятствием для навигации являются острова Норденшельда, Гейбер- га, Брузевица, Тилло, Минина, Каменные и пр., которые расположены на пути судов вдоль западного берега Таймырского полуострова; сеть узких проливов между ними часто бывает забита льдом. Как мы знаем, история мореплавания насчитывает до сегодняшнего дня всего пять случаев огибания полуострова Таймыр: 1) в 1878 г. очень счастливо обогнул его на «Веге» Норденшельд; 2 ) Нансен на «Фраме» в 1893 г. прошел с большим трудом и чуть не вмерз в архипелаге Н орден ­ шельда; 3 ) яхта «Заря» Русской полярной экспедиции Толля в 1901 г. встретила непреодолимый лед в этом же месте и зазимовала; 4 ) Гидро­ графическая экспедиция Северного Ледовитого океана в 1913 г. встре­ тила невзломанный лед в проливе у мыса Челюскин и вынуждена была повернуть обратно, а в 1914 г. хотя и прошла часть пролива с востока, но перед самым входом в архипелаг вынуждена была зазимовать и толь­ ко после зимовки обогнула Таймыр; 5) Амундсен на «Мод» в 1918— 1919 гг. тоже вынужден был зазимовать у мыса Челюскин и только по­ сле зимовки прошел пролив. Итак, из пяти случаев только один может считаться вполне удачным - это шанс слишком незначительный, чтобы имело смысл рисковать военным или торговым судам. Северо-Восточный проход как сквозной м ежду Атлантическим и Великим океанами при существующих условиях должен считаться пока закрытым. Но зато вопрос о сообщениях с устьями наших боль­ ших сибирских рек, с одной стороны, из Берингова пролива и, с др у ­ гой стороны, из Атлантического океана решается в настоящее время в самом благоприятном смысле. До начала войны были уж е правильные

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz