Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
8 З А Б Ы ТЫ Е Г Е Р ОИ А Р К Т И К И . Люди и ледоколы Л. Л. Брейтфус. Он отметил, что, пока моря Северного Ледовитого океана не будут изучены в гидрографическом отношении, а также оборудованы навига ционными знаками, телеграфом, портами-убежищами и угольными складами, говорить об использовании Северного морского пути в военном отношении не приходится. В 1906 г. по распоряжению морского министра адмирала А. А. Бирилева при подчиненном ему министерстве была создана Комиссия по вопросу о продолже нии гидрографических работ в Северном Ледовитом океане. Возглавил ее член Адмиралтейств-Совета адмирал В. П. Верховский. В работе комиссии приняли участие выдающиеся моряки и ученые, большинство из которых имели прак тический опыт арктических экспедиций: А. И. Вилькицкий, Ф. К. Дриженко, И. С. Сергеев, Ю. М. Шокальский, А. И. Варнек, А. А. Бунге, И. П. Толмачев, Н. Н. Коломейцев, Ф. А. Матисен и др. Комиссия пришла к выводу о том, что необходимо снарядить экспедицию в составе двух ледокольных судов для ис следования Северного морского пути, учитывая «громадное торговое и страте гическое значение, которое может иметь этот кратчайший из Европейской Рос сии до дальневосточных владений путь»1. Опираясь на результаты работы двух вышеупомянутых комиссий и другие материалы, Главное гидрографическое управление в соответствии с указанием Совета министров разработало планы двух экспедиций: к берегам полуострова Таймыр и вдоль побережья Северного Ледовитого океана, от Берингова проли ва до устья Лены. Однако Совет министров, ссылаясь на дороговизну проектов (сумма предполагаемых расходов достигала почти миллиона рублей), принял решение о том, что исследовательские работы будут начаты с востока. По одо бренному Адмиралтейств-Советом представлению Главного морского штаба и докладу морского министра С. А. Воеводского 31 августа 1910 г. было решено «учредить Гидрографическую экспедицию для исследования Северного Ледо витого океана от Берингова пролива до устьев реки Лены»2. Одновременно при знали необходимость произвести сухопутное исследование соответствующего участка восточносибирского побережья. Комиссия уделила много внимания выбору типа судов для экспедиции. Мо ряки и ученые, исходя из своих знаний и опыта, предлагали различные вариан ты - ледокол, ледорез и даже деревянное судно. К обсуждению привлекли извест ною кораблестроителя А. Н. Крылова. В итоге было принято решение построить на Невском заводе в Санкт-Петербурге два однотипных ледокольных парохода. К 1909 г. оба они были построены и получили названия «Таймыр» и «Вайгач». О ходе и результатах работы ГЭСЛО подробно рассказывается на страницах ра бот и воспоминаний предлагаемой вниманию читателя книги. 1 Пинхенсон Д. М. Проблема Северного морского пути в эпоху капитализма / / Исто рия открытия и освоения Северного морского пути. Т. 2 Л 1962 С 599 2Там же. С. 602.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz