Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

8 З А Б Ы ТЫ Е Г Е Р ОИ А Р К Т И К И . Люди и ледоколы Л. Л. Брейтфус. Он отметил, что, пока моря Северного Ледовитого океана не будут изучены в гидрографическом отношении, а также оборудованы навига­ ционными знаками, телеграфом, портами-убежищами и угольными складами, говорить об использовании Северного морского пути в военном отношении не приходится. В 1906 г. по распоряжению морского министра адмирала А. А. Бирилева при подчиненном ему министерстве была создана Комиссия по вопросу о продолже­ нии гидрографических работ в Северном Ледовитом океане. Возглавил ее член Адмиралтейств-Совета адмирал В. П. Верховский. В работе комиссии приняли участие выдающиеся моряки и ученые, большинство из которых имели прак­ тический опыт арктических экспедиций: А. И. Вилькицкий, Ф. К. Дриженко, И. С. Сергеев, Ю. М. Шокальский, А. И. Варнек, А. А. Бунге, И. П. Толмачев, Н. Н. Коломейцев, Ф. А. Матисен и др. Комиссия пришла к выводу о том, что необходимо снарядить экспедицию в составе двух ледокольных судов для ис­ следования Северного морского пути, учитывая «громадное торговое и страте­ гическое значение, которое может иметь этот кратчайший из Европейской Рос­ сии до дальневосточных владений путь»1. Опираясь на результаты работы двух вышеупомянутых комиссий и другие материалы, Главное гидрографическое управление в соответствии с указанием Совета министров разработало планы двух экспедиций: к берегам полуострова Таймыр и вдоль побережья Северного Ледовитого океана, от Берингова проли­ ва до устья Лены. Однако Совет министров, ссылаясь на дороговизну проектов (сумма предполагаемых расходов достигала почти миллиона рублей), принял решение о том, что исследовательские работы будут начаты с востока. По одо­ бренному Адмиралтейств-Советом представлению Главного морского штаба и докладу морского министра С. А. Воеводского 31 августа 1910 г. было решено «учредить Гидрографическую экспедицию для исследования Северного Ледо­ витого океана от Берингова пролива до устьев реки Лены»2. Одновременно при­ знали необходимость произвести сухопутное исследование соответствующего участка восточносибирского побережья. Комиссия уделила много внимания выбору типа судов для экспедиции. Мо­ ряки и ученые, исходя из своих знаний и опыта, предлагали различные вариан­ ты - ледокол, ледорез и даже деревянное судно. К обсуждению привлекли извест­ ною кораблестроителя А. Н. Крылова. В итоге было принято решение построить на Невском заводе в Санкт-Петербурге два однотипных ледокольных парохода. К 1909 г. оба они были построены и получили названия «Таймыр» и «Вайгач». О ходе и результатах работы ГЭСЛО подробно рассказывается на страницах ра­ бот и воспоминаний предлагаемой вниманию читателя книги. 1 Пинхенсон Д. М. Проблема Северного морского пути в эпоху капитализма / / Исто­ рия открытия и освоения Северного морского пути. Т. 2 Л 1962 С 599 2Там же. С. 602.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz