Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
112 Э. Е. Арнгольд. По заветному пути Простояв сутки на ледяном якоре, решили попробовать взять пере мычку, но после первой же попытки нос корабля заклинился во льду, и его даже накренило градусов на пять. Пришлось подрывать лед то лом и освобождаться при помощи завозки на лед перлиней. Накануне командир сделал совещание, на котором обсуждался план дальнейших действий, а также и положение «Таймыра». Мне сразу показалось не правильным, как мало считаются с его положением и с тем, что в край нем случае «Вайгач» может быть жилищем для экипажа «Таймыра» после его гибели, что, по существующему положению , уж е не являлось невозможным. Я сумел обратить на это внимание командира и заста вить придать этому вопросу должное значение. Находились мы недалеко от Земли Короля Оскара, по-видимому, в бухте Толля. Температура понизилась до -5 °; полынья, в которой мы стояли, покрылась толстым салом. С «Таймыра» наконец получи ли радио, где сообщалось, что ему удалось выбраться из своих полей и приблизиться к берегу на 6 миль. Это уж е было много лучше, но все же не вполне обеспечивало его безопасность. Благодаря этому известию общее настроение значительно повысилось. После нескольких бесплодных попыток проложить дорогу на запад пришлось опять вернуться в свою полынью, где уж е вместо сала обра зовался лед. 2 сентября в 7 ч вечера началось шуршание по борту: оказалось, что окружающий нас молодой лед начал ломаться и тороситься. Мне при ходилось впервые видеть такое сжатие льдов. Чтоб увеличить поперечное сопротивление корабля, были задра ены все водонепроницаемые переборки и люки. С левого борта лед на чал ломаться, и его куски стали уходить под корпус корабля. Как потом выяснилось, главная сила сжатия была, очевидно, впереди корабля, т. к. его начало выклинивать назад. Получили радио от Свердрупа, он сообщил, что у него температура тоже -4 °. «Таймыр» стоит на 28-метровой глубине, но его несет к берегу. Вписывая температуру воды за предыдущие дни, я убедился, что вода здесь очень пресная и потому замерзает при - 0 ,4 °С, между тем как раньше не замерзала и при -1 ,6 °. Будь тут соленая вода, картина была бы совсем другая, и нам не пришлось бы стоять в полулитровом моло дом льду. Теперь же нам оставалось не более 10 дней питать надежды на возможность прохода на запад, и следовало уж е серьезно подумать о предстоящей зимовке. Вилькицкий запрашивал Свердрупа, сколько у него имелось собак; оказалось, что 30, но все довольно слабые. И з телеграмм Вилькицкого мы узнали, что на месте стоянки «Тай мыра» морозы увеличились, доходя до -11 °; корабль имеет большие по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz