Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

102 Э. Е. Арнгольд. По заветному пути уже вдоль следующего острова - Фаддеевского. Погода скверная, холодно, порою шел снег, довольно сильно покачивало. С севера по горизонту море было покрыто сплошными льдами. Ночью прошли остров Котельный и с каждым часом приближались к Таймырскому полуострову. 17 августа целый день занимался тралением, которое дало такое большое количество животных, что разборка их заняла время до глубо­ кой ночи. Появились первые морские лилии, каких мы ловили у Тай ­ мырского полуострова в предыдущие годы. Часов в 10 утра 18 августа сквозь туман наконец заметили довольно большой остров, вокруг которого были нагромождены льды в виде то­ росов. Когда туман несколько раздернулся, то оказалось, что это один из островов Самуила. Отсюда стало ясно, что нас основательно подало на север и мы вошли в залив или вырез, образуемый мысом Челюскин и островами Св. Андрея1. Когда вполне осмотрелись и все стало ясным, то, не останавливаясь у этого острова, мы пошли на север для выяснения со ­ стояния льдов. Шли мы все время полыньями между довольно больши­ ми обломками ледяных полей, иногда пересекая полосы раздробленного льда. Около 4 ч дня командир предложил мне тралить. К сожалению, я совершенно забыл о том, что в прошлом году почти в этом же месте мы вытаскивали большие камни. И действительно, несмотря на то что тро­ са было вытравлено немного, трал при подъеме пошел тяжело, а потом оборвался нижний блок, и он повис на одном верхнем блоке, причем у последнего осталась одна щека. Если бы и этот блок не выдержал, не обо ­ шлось бы без несчастного случая. При помощи талей трал удалось на­ конец благополучно поднять, и он оказался весь наполненным камнями. Но удивительнее всего было то, что сетка выдержала, прорвавшись толь­ ко в нескольких местах, Несмотря на камни, улов животных был порядочный. Около 5 ч вечера командир решил стать на ледяной якорь, чтобы набрать с льди ­ ны воды. Через час была получена от Вилькицкого радиотелеграмма с разрешением идти дальше по направлению к Челюскину, но командир был так переутомлен, что буквально не был в состоянии встать, и мы остались стоять на ледяных якорях. Простояв на якоре до 4 ч утра, мы двинулись дальше. Утром в 9 ч я вышел на палубу и увидел, что мы шли в очень узком канале м ежду двух громадных ледяных полей, а впереди виднелись две небольшие перемычки, примерно метров по 200 шири­ 1 «Андрея - остров восточнее з. Фаддея. Открыт в 1736 г. В. Прончищевым; назван 19 августа 1739 г. X. Лаптевым островом Святого Павла. В 1913 г. экспедиция Б. Виль­ кицкого из-за ошибок в долготе старых карт отнесла к нему название Андрея, кото­ рым X. Лаптев называл нынешний островДождевой, открытый им в день святого Андрея 18 августа 1793 г.» (Попов С. В., Троицкий В. А. Топонимика морей Советской Аркти­ ки. Л., 1972. С. 214-215). Остров Дождевой находится среди островов Петра. - Сост.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz