Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

Глава V. Продолжение работ экспедиции в 1914 г. П лавание от Земли Врангеля к Северной Земле и мысу Челюскин 99 Сделали зоологическую станцию, но трал, кроме ила, ничего не при­ нес. Все время шли во льдах, довольно проходимых. Наблюдалось даже образование блинного льда и сала. Утро 13 августа было пасмурное, порой шел снег, но барометр стал подниматься; следовательно, ветер задул с севера, и можно было ожи­ дать, что погода прояснится. Действительно, к 4 ч дня стала прекрасная солнечная погода. В полдень, по обычаю, показали по радио свое место и в ответ совершенно неожиданно получили распоряжение начальника экспедиции идти к островам Генриетта и Жаннетта, их описать и под­ нять национальные флаги. Не вдаваясь уже в то обстоятельство, что эти острова не представляют никакого интереса, т. к. решительно никому не нужны, мы были удивлены этим распоряжением: они уже давным-давно открыты, и даже на один из этих островов сходил экипаж Де-Лонга. Со­ образно с этим были изменены места встреч и их сроки. Изменили курс и легли на остров Жаннетту, но недолго пришлось идти этим курсом, т. е. в северо-восточном направлении, т. к. в 8 ч вечера мы уже уперлись в лед по курсу, а по сторонам далеко позади нас весь горизонт был полон льда­ ми, от которых как раз к нашему курсу отходили длинные языки. Ветер круто изменился и задул с юго-запада, грозя затереть во льдах, поэтому командир решил лечь на обратный курс. В полночь на 14 августа мы уже были в виду острова Вилькицкого. В 4 ч утра ко мне в каюту пришел лей­ тенант Ж охов1 и сказал, что открыли новый, довольно большой остров. В 7-м ч утра я встал и вышел наверх. Погода была серая, пасмурная, 'А . Н. Ж о х о в был переведен с «Таймыра» на «Вайгач» 7 августа 1914 г. (вместо него на «Таймыр» перешел Н. А. Транзе). Об обстоятельствах перевода офицеров рассказал в своей статье В. Н. Купецкий (даты в ней приведены по григорианскому («новому») сти­ лю): «10 августа из Петербурга был получен приказ, подтверждавший первоначальную задачу экспедиции, - следовать Северным морским путем в Белое море. Но 11 августа выйти в море не удалось. По оплошности вахтенной службы якорные канаты из-за при- ливно-отливных течений несколько раз перекрутились. Распутать их удалось только через сутки. Ответственность за это лежала на старшем офицере А. Н. Жохове, в ве­ дении которого находилась вся палубная команда. Такой проступок в условиях начав­ шейся войны был серьезен. Он и послужил причиной последующего перевода А. Н. Жохова на „Вайгач". 21 августа после безуспешных попыток „Вайгача“пробиться к о. Врангеля оба судна встретились в Колючинской губе. Здесь по приказу начальника экспедиции без официального объяснения причин А. Н. Жохов был переведен на „Вайгач". Видимо, по­ сле случая с якорными канатами личные отношения между командиром и его первым помощником обострились, и дальнейшая совместная работа стала невозможной. Мо­ жет быть, не желая дальнейших ссор, Вилькицкий решил заменить старшего офицера более спокойным человеком. Эта мера была вызвана необходимостью сохранения среди командного состава экспедиции единого морального духа и в конечном итоге диктова­ лась интересами дела» (Купецкий В. Н. Указ. соч. С. 113-114). В работе Н. И. Евгено- ва и В. Н. Купецкого (Указ. соч. С. 225) отмечено: «А. Н. Жохов, видимо, не сработался с Б. А. Вилькицким. Размолвка произошла вначале из-за штурманской части корабля в 1913 году, а затем из-за задержки в очистке якорных канатов при стоянке „Таймыра“в Новомариинске в 1914 году». - Сост.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz