Забытые герои Арктики. Люди и ледоколы : [о Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» : сборник] / автор-составитель Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2018. - 542, [1] с. : ил., карты, портр., факс.
6 З А Б Ы ТЫ Е Г Е Р ОИ А Р К Т И К И . JImdu и ледоколы последующей эмиграции или гибели во времена «красного террора». Задача данного издания - познакомить читателей с ранее не изданными или не пере издававшимися много лет материалами по истории экспедиции (дополненными современными исследованиями) и подробно рассказать о судьбах некоторых ее участников. Книга разделена на ряд основных разделов. Значительную ее часть состав ляет работа Э. Е. Арнгольда «По заветному пути», первый и единственный раз изданная почти 90 лет назад. В ней (а также в предисловии к изданию 1929 г., написанном Митрофаном Степановичем Боднарским (1870 -1953 ) —видным историком географии, физикогеографом и картографом) изложен весь ход ра бот ГЭСЛО и приведена краткая история предшествовавших ей арктических исследований. В состав следующего раздела вошли работы и воспоминания Н. А. Транзе - участника плаваний 1912 и 1914-1915 гг. Часть из них (руко писи которых сохранились в Российском государственном архиве Военно- морского флота) публикуется впервые, другие были изданы в 1912 и 1963 гг. (в эмиграции) и современному читателю неизвестны. В отличие от воспомина ний Арнгольда и Транзе, впервые издаваемые мемуары матроса-телеграфиста А. И. Киреева представляют собой взгляд на события не из кают-компании или с мостика судна, а из кубрика, что делает их особенно интересными. Обстоятельства плаваний 1912-1913 гг. и подробности открытия Земли Им ператора Николая II - одного из главных достижений экспедиции - описаны в докладах участников событий, составивших второй раздел: Б. В. Давыдова, Б. А. Вилькицкого, Л. М. Старокадомского, П. А. Новопашенного. Отдельно опубликованы репринтные воспроизведения статей и фотографий 1913-1915 гг .1 Так получилось, что именно забытыми героями Российской Арктики стали не только участники экспедиции, но и ее суда - «Таймыр» и «Вайгач». Если первому довелось проработать в высоких широтах почти полвека, то второй погиб уже в 1918 г. в результате навигационной аварии. Им посвящена от дельная часть книги. Об особенностях их конструкции, устройстве, оборудо вании и опыте эксплуатации в ГЭСЛО рассказывается в работах инженера- кораблестроителя А. И. Дубравина, написанных для процитированной выше книги Н. И. Евгенова и В. Н. Купецкого (о ее судьбе рассказывается в статье Н. А. Кузнецова «Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океа на 1910-1915 гг. и судьба результатов ее работы», напечатанной в этом сбор нике), но не вошедших в оба ее издания 2012-2013 гг. Обстоятельства гибели Вилькицкий Б. А. Последнее плавание и открытия Экспедиции Ледовитого океа- на / / Армия и флот. 1914. № 8. С. 19—29; Вельский П. Русская экспедиция в Северном Ледовитом океане на ледоколах «Таймыр» и «Ваигач», открывшая новую землю и два острова / / Вокруг света. 1914. № 16. С. 244-250; Полярное плавание экспедиции фли гель-адъютанта Б. А. Вилькицкого / / Огонек. 1915. № 47. С. 12-13.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz