Кузнецов, Н. А. В поисках Земли Санникова : полярные экспедиции Толля и Колчака / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2014. - 39 с. : цв. ил., портр., карты, факс. - (Библиотека полярных исследований).

«ЗАРЯ»: ЯХТА, ШХУНА-БАРК, БАРКЕНТИНА Подробное описание судна Русской полярной экспедиции соста­ вил в январе 1906 г. А. В. Колчак д л я немецкого издания днев­ ников Э. В. Толля, осуществленного его вдовой — Эммелиной Толль (Toll Е. Die russische Polarfahrt der Sarja 1900/02. Berlin, 1909). В оригинале, на русском языке, этот текст публикуется впервые. Осенью 1899 года барон Э. В. фон Толль отправился в Нор­ вегию для приобретения судна для Русской Полярной Экспеди­ ции. После осмотра в портах Норвегии нескольких судов барон Толль остановился на паровом тюленебойном барке «Harald Haarfoger», который после покупки был переименован в яхту «Заря». Барк «Harald Haarfoger» по своей постройке и вооружению принадлежит к типу китобойных или тюленебойных барков, предназначавшихся для промыслового плавания в Ледовитом океане. Суда этого типа, строившиеся на мелких эллингах в Нор­ вегии, полагались, главным образом, для парусного крейсерства вблизи кромки льдов и сообразно этому имели полное барковое вооружение и сравнительно слабую вспомогательную машину. Построенные на чисто практических основаниях, суда этого выработанного типа отличались огромным запасом прочности и прекрасными мореходными качествами: отлично держались на волнении, обладали большой поворотливостью и малым ра­ диусом циркуляции, облегчавшим управление этими судами во время плавания в разбитом льде. Применительно к условиям плавания во льду, эти суда имели крайне солидный набор и обшивку, сплошные забранные дейд­ вуды [кормовые оконечности судна, в которых устанавливаются выходы гребных валов наружу — здесь и далее в квадратных скобках примечания Н. Кузнецова], усиленные литыми брешту­ ками [горизонтальными треугольными листами] и крючьями, и специальную наружную обшивку из твердого мыльного дерева (green-heart) [современное название — бакаут, очень твердая и плотная древесина] в виде пояса шириной около 10 — 12 фут [3 — 3,65 м] с углублением ниже WL [ватерлинии] по 8 — 10 фут [2,4 — 3 м], а в носовой части доходившего до киля. На некоторых судах этого типа устраивался подъемный руль, что имеет значение при положении судна, затертым льдом, особенно во время напора; на «Заре» руль был простой, не подъемный, и практика показа­ ла, что замена руля запасным или постановка на место вышед­ шего из петель руля не представляет затруднений. И

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz