Кузнецов, Н. А. Полярные капитаны российского и советского флота / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2014. - 31, [1] с. : ил., карты, портр., факс., фот. - (Библиотека полярных исследований).
В апреле 1940 г. «Ермак» провел караван транспортов в бухту Ханко — этот полуостров СССР получил в арен ду по условиям мирного договора. За отличия в пери од Советско-финской войны ряд членов экипажа ледо кола был представлен к правительственным наградам. Комендант и военком «Ермака» обратились к Военному Совету КБФ с просьбой ходатайствовать перед прави тельством о награждении судна орденом, но это событие произошло лишь через девять лет. Зато 5 июля М. Я. Со рокина наградили орденом Ленина. Летом 1940 г. «Ермак» вернули прежнему владель цу — Ленинградской конторе Главсевморпути, и начало Великой Отечественной войны он встретил, находясь на ремонте в Ленинградском порту. Уже 27 июня 1941 г. ледокол перешел в подчинение КБФ вместе с экипажем и всем имуществом. С 4 октября он состоял в Отряде вооруженных ледоколов, входившем в Отряд военных транспортов, который, в свою очередь, был подчинен От ряду особого назначения КБФ. С 14 января 1942 г. отряд ледоколов возглавил М. Я. Сорокин, которому 2 июня того же года присвоили звание капитана 2 ранга. «Ермак» вновь получил вооружение, состав которого неоднократно менялся; к 1944 г. состоял из шести 45-мм ору дий. Вскоре старый ледокол принял бой: 9 сентября во время ночного налета немецкой авиации одна из бомб разорвалась в 10 м от борта. При этом получили повреждения мостик и рубка. 20 сентября с «Ермаком» произошло трагическое происшествие. Следуя Морским каналом, он столкнулся с гидрографическим судном «Гидрограф», которое в ре зультате этого затонуло (его подняли в июне 1944 г.). Первым военным заданием «Ермака» стала проводка в район фортов Красная Горка и Серая Лошадь каравана су дов с техникой и войсками; обратно доставлялись раненые. 23 сентября Кронштадт подвергся массированному авиана- лету, но ледоколу посчастливилось избежать попаданий вражеских бомб. В ноябре и декабре «Ермак» обеспечивал ледовую проводку судов между Ленинградом и Кронштадтом. Он сделал 16 рейсов, и каж дый из них был связан с немалой опасностью. Капитан Сорокин отметил: «Лед — снизу, бомбы сверху, снаряды — сбоку...». Противник постоян но стремился артиллерийским огнем вывести ледокол 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz