Кузнецов, Н. А. Полярные капитаны российского и советского флота / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2014. - 31, [1] с. : ил., карты, портр., факс., фот. - (Библиотека полярных исследований).

Общавшийся с М. Я. Сороки­ ным журналист С. Т. Морозов писал об этом времени: «Служить в гидрографии не только почет­ но, но и хлопотно, беспокойно. Месяцы в море, редкие недели на берегу. Не часто заходило в Гельсингфорский порт судно «Буря», постоянно плававшее в финских шхерах. Много забот было у молодого командира — промеры глубин, обстановка фарватеров судоходными знака­ ми». В 1911 г. Сорокин женился на дочери золотых дел мастера — Нелли Викторовне Линдорс. Морозов отметил: «Редко виде­ ла дома своего Мишеля серогла­ зая шведка Нелли». С мая 1914 г. по 1918 г. Со­ рокин командовал портовым (с 1915 г. — гидрографическим) судном «Азимут», построенным д л я Комиссии по обзо­ ру финских шхер. Деятельность гидрографов по обеспе­ чению безопасности мореплавания приобрела особен­ но важное значение в период Первой мировой войны. Гидрографическую экспедицию и Комиссию по обзору финских шхер объединили в Гидрографический отряд особого назначения, подчиненный командующему фло­ том. Главными задачами отряда стали поиск и обору­ дование стратегических фарватеров д л я входа в шхеры с моря и плавания по самим шхерам. В годы войны Сорокин удостоился боевых орденов Св. Станислава И степени с мечами (16 февраля 1915 г.) и Св. Анны IV степени с надписью «За храбрость» (12 ноября 1915 г.). Также за отличие по службе его 22 марта 1915 г. произвели в чин капитана Корпуса гид­ рографов. 3 мая 1917 г. Михаил Яковлевич, оставаясь ко­ мандиром «Азимута», стал начальником партии Гидро­ графического отряда Финляндских шхер. После Октябрьской революции Сорокин остался слу­ жить на флоте. Весной 1918 г. он командовал «Азимутом» М . Я. Сорокин в форме штабс-капитана Корпуса гидрографов Российского Императорского флота, 1914 г. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz