Кузнецов, Н. А. Полярные капитаны российского и советского флота / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2014. - 31, [1] с. : ил., карты, портр., факс., фот. - (Библиотека полярных исследований).

боководные и магнитные исследования. Практически все ученые, принимавшие участие в плавании, оставили записки и отчеты, в которых высоко оценивали получен­ ные результаты. Опыт первых лет эксплуатации «Ермака» оказал­ ся просто бесценным. Ледокол был, по сути, «экспе­ риментальным стендом», на котором отрабатывались конструкторские решения, способы ледового плавания и т. д. Новую информацию давали не только успехи, но и буквально каж дая поломка, каж дая пробоина. Огром­ на заслуга командира судна —М. П. Васильева. 1 февра­ ля 1900 г. Макаров писал ему: «Ваша работа с "Ермаком” составляет добрую славу, и мне крайне радостно слы­ шать от всех самые лучшие отзывы». Вскоре после плавания к Новой Земле М. П. Васильев вернулся на военный флот. 8 октября 1901 г. «по согла­ шению Отдела торгового мореплавания и личному при­ казанию главного командира Кронштадтского порта адмирала Макарова» лейтенант А. К. Цвингман принял ледокол «Ермак» от капитана 2 ранга Васильева и всту­ пил в командование. Некоторое время Михаил Петрович командовал мореходной канонерской лодкой «Отваж­ ный», а в 1903 г. он занимал должность заведующего миноносцами и их командами 20-го флотского экипажа. После неудачного начала Русско-японской войны пост командующего флотом в Тихом океане принял ви­ це-адмирал С. О. Макаров, который вскоре предложил Васильеву стать флаг-капитаном своего штаба. Эту долж­ ность он занял 9 марта 1904 г., а уже 28-го числа вышел приказ о назначении Васильева командиром эскадрен­ ного броненосца «Цесаревич». Но в командование кора­ блем он вступить не успел... Утром 31 марта, узнав о гибели миноносца «Страш­ ный» в бою с японцами, Макаров приказал немедленно выходить в море. В 9.43 на расстоянии двух миль от бе­ рега «Петропавловск» правым бортом коснулся мины. Ее взрыв вызвал детонацию боезапаса на самом броненосце, который затонул через 2 минуты. Погибло около 650 че­ ловек, в том числе С. О. Макаров, начальник его штаба контр-адмирал М. П. Молас, известный художник-бата­ лист В. В. Верещагин. Спастись удалось всего 80 членам экипажа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz