Кузнецов, Н. А. Полярные капитаны российского и советского флота / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2014. - 31, [1] с. : ил., карты, портр., факс., фот. - (Библиотека полярных исследований).

Обложка первого издания книги С. О. Макарова «"Ермак" во льдах» (СПб. 1901) режья. Во время похода ледокол получил пробоину в носовой части, но, несмотря на это, Макаров планы менять не стал, и не­ которое время «Ермак» шел с затопленным носовым отсеком. По итогам двух плаваний Макаров на­ писал книгу «"Ермак” во льдах», вышед­ шую в 1901 г. Большую ценность представ­ ляли результаты научных наблюдений, причем некоторые из них являлись сво­ его рода новинками. Например, Макаров изобрел способ счисления пути корабля во время ледового плавания. Было отсня­ то немало киноматериала. Опыт летней экспедиции показал, что хотя льды и не являются непреодолимым препятствием д л я ледокола, все же прочность корпуса обеспечена недостаточно. Причиной повреждений признали слабость носовой части — там по образцу ледоколов «американского» типа был установлен носовой винт. Если д л я работы на Балтике или на Великих Озерах, где и родилась такая конструкция, она подходила как нельзя лучше, то для плавания в полярных морях обводы носовой части тре­ бовалось изменить, а винт убрать. После длительных и острых дискуссий между Макаровым и членами межведомственной комиссии 18 ноября 1899 г. последовало решение о перестройке носовой части на заводе Армстронга. Британцы успеш­ но выполнили работы и в сентябре 1900 г. на воду спустили переделанную носовую часть. Изменение ее формы ничуть не повлияло на качество работы ледоко­ ла на Балтике, но при этом значительно увеличились возможности полярного плавания. Однако в этот пери­ од Макаров уже не мог уделять много времени своему детищу. «6 декабря состоялось мое назначение Главным Командиром Кронштадтского порта. На этой долж но ­ сти я не был так свободен, как прежде, когда был стар­ шим флагманом, и с этого времени я уже никогда не мог лично плавать на ледоколе. Все последовавшие рейсы он совершал со своим командиром М. П. Васильевым, который мастерски управлялся с этим своеобразным кораблем», — писал адмирал.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz