Кузнецов, Н. А. Полярные конвои : Вторая мировая война в Советской Арктике / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2014. - 30, [1] с. : ил., карты, портр., факс. - (Библиотека полярных исследований).

Эсминец Северного флота в походе Грузы перевозились различными маршрутами: тихо­ океанским, трансиранским и арктическим. Северным путем было поставлено 4 млн. т грузов, что составило 22,7 % от об­ щего количества. Этот путь был самым коротким, но и наибо­ лее опасным. Кригсмарине (немецкий военно-морской флот) и Люфтваффе (военно-воздушные силы Германии) вели насто­ ящую охоту за каждым конвоем (временным формированием из охраняемых судов и обеспечивающих безопасность их пере­ хода морем боевых кораблей), выходившим из портов Шот­ ландии, а затем Исландии в советские порты. Но, несмотря на это, движение конвоев продолжалось на протяжении всей войны, и жизненно важные для фронта и для победы грузы — от танков до тушенки —постоянно доставлялись. И. М. Майский, в 1932 — 1943 гг. советский чрезвычайный и полномочный посол в Великобритании, сказал в своей речи еще в годы войны: «Русские конвои — это северная сага о ге­ роизме, отваге и выносливости. Эта сага будет жить вечно, и не только в сердцах вашего народа, но также и в сердцах советских людей, которые справедливо видят в ней один из наиболее поразительных примеров сотрудничества между со­ юзными правительствами, без которого общая победа была бы просто невозможна». Эпопея северных конвоев — это пример не только сотруд­ ничества воюющих против общего врага государств, но и бое­ вого братства военных и гражданских моряков разных стран, выполнявших свой долг, постоянно рискуя жизнью. О наи­ более ярких эпизодах этой страницы Второй мировой войны в Арктике, о значении поставок по ленд-лизу северным путем мы и хотим рассказать читателю. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz