Кузнецов, Н. А. Полярные конвои : Вторая мировая война в Советской Арктике / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2014. - 30, [1] с. : ил., карты, портр., факс. - (Библиотека полярных исследований).

СЕВЕРНЫЕ КОНВОИ: ЦИФРБ1 И ФАКТБ1 Полученный по ленд-лизу из США тральщик типа AM Движение конвоев по трассе Северного морского пути не пре­ кращалось вплоть до конца войны (исключая перерыв между мартом и ноябрем 1943 г.). Последний конвой в СССР —JW-67 вышел из Шотландии 12 мая и прибыл в Кольский залив 20 мая, а в обратном направлении RA-67 отправился 23 мая. Оценивая итоги деятельности северных конвоев и их значение в истории Второй мировой войны, современный во- енно-морской историк А. В. Платонов пишет: «...это нельзя рассматривать как некий альтруизм или благотворительность. Фактически ведущие державы антигитлеровской коалиции, прежде всего Великобритания, Советский Союз и Соединен­ ные Штаты Америки создали некий «резервуар Победы», куда каждый вкладывал то, чем был богат, и откуда брал то, чего ему не хватало. Великобритания располагала огромной военно-морской мощью и обеспечивала ею своих союзников в Атлантическом и Индийском океанах, а также в Баренце­ вом море. США, прежде всего, являлись экономической базой коалиции. Советский Союз ломал становой хребет военной машине Германии — ее сухопутным войскам. Режим Гитлера объективно был обречен, но если бы союзники не создали свой «резервуар Победы», война продлилась бы гораздо дольше со всеми вытекающими отсюда последствиями. Возвращаясь конкретно к союзным полярным конвоям, отметим, что не­ льзя рассматривать их как дорогу в одном направлении. Весь­ ма показателен в этом плане тяжелейший для нас 1941 год: 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz