Кузнецов, Н. А. Полярные конвои : Вторая мировая война в Советской Арктике / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2014. - 30, [1] с. : ил., карты, портр., факс. - (Библиотека полярных исследований).
ТРАГЕДИЯ КОНВОЯ PQ-17 Этот конвой вышел из Хваль-фиорда 27 июня 1942 г. Вего со став входили 36 транспортов (два из которых получили по вреждения и вскоре вернулись обратно). Эскорт включал ан глийские корабли: 6 эсминцев, 4 корвета, 2 подводные лодки, 2 корабля ПВО, 7 тральщиков. Южнее конвоя шел отряд ближ него прикрытия в составе 4 крейсеров и 3 эсминцев, а в вос точной части Норвежского моря маневрировал отряд даль него прикрытия в составе 2 линкоров, авианосца, 2 крейсеров и 14 эсминцев. Помимо этого, у побережья Северной Норвегии были развернуты 4 советских и 9 английских подводных ло док, а на аэродромах Кольского полуострова сосредоточено 234 самолета (к началу операции 116 исправных). Для разгрома конвоя немецким командованием была разработана операция под названием «Росселынпрунг» («Ход конем»). Для ее проведения в Норвегии было сосредоточено 264 самолета (в том числе 133 бомбардировщика) и 57 торпе доносцев. Против судов конвоя должны были действовать 11 подводных лодок. Две боевые группы кораблей находились в Тронхейме (линкор «Тирпиц», тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер», 4 эсминца) и в Нарвике (тяжелые крейсеры «Адмирал Шеер» и «Лютцов», 6 эсминцев). 1 — 3 июля конвой подвергся активным атакам авиации и подводных лодок, не принесшим, однако, противнику же лаемых результатов (были повреждены три союзных судна и советский танкер «Азербайджан», при этом потеряны 3 тор педоносца). 4 июля в 22.30 после получения донесения раз ведки о выходе в море немецкой эскадры транспорты конвоя по приказу Адмиралтейства, поступившему из Лондона, были рассредоточены, а эсминцы непосредственного охранения и корабли ближнего прикрытия отошли на запад для соеди нения с отрядом дальнего прикрытия. Официальный историк английского флота - ■ ■ » Корабли и суда конвоя PQ-17 перед выходом в море: слева британский эсминец «Икарус», за ним советский танкер «Азербайджан» С. Роскилл писал: «...трудно найти какое-либо оправда ние вмешательству Лондона вдела конвоя. Решение, ко торое с самого начала было сомнительным, привело к тя желым последствиям». А На следующий день вра жеская эскадра (линкор ш 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz