Кузнецов, Н. А. Полярные конвои : Вторая мировая война в Советской Арктике / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2014. - 30, [1] с. : ил., карты, портр., факс. - (Библиотека полярных исследований).

Транспорт «Ижора». Снимок сделан с одного из немецких кораблей взаперти на тонущем корабле. Но ив нижних помещениях стояла лютая стужа. Системы воздушного отопления работа­ ли эффективно лишь во втором и третьем кубриках, но и там температура поднималась лишь чуть выше точки замер­ зания. С подволока [потолок] постоянно капало, образовав­ шаяся на водонепроницаемых переборках влага текла тысячью ручейков, скапливаясь на палубе. Впомещениях было сыро, душ­ но и ужасно холодно —идеальные условия для возникновения туберкулеза, которого так боялся Брукс, начальник корабельной медицинской службы. Наряду с постоянной килевой качкой и резкой дрожью корпуса, которая возникала всякий раз, когда нос корабля опускался вниз, все это делало сон невозможным, в лучшем случае то была тяжелая, урывками, дрема». ПЕРВЫЕ КОНВОИ: НАЧАЛО ПРОТИВОСТОЯНИЯ 21 августа 1941 г. из Хваль-фиорда (Исландия) в Архангельск вышел первый конвой из семи транспортов, получивший кодо­ вое название «Дервиш». 31 августа он прибыл без потерь в Ар­ хангельск, а 28 сентября под шифром QP-1 отправился в обрат­ ный путь. В дальнейшем все конвои, следующие в советские порты, обозначались PQ, а идущие обратно — QP. В конце 1942 г. этот шифр был заменен на JW, к которому добавлялся порядковый номер, начиная с 51 (идущие обратно обознача­ лись RA). Путь конвоев лежал вокруг оккупированной Нор­ вегии и, несмотря на свою непродолжитель­ ность, был особенно опасен из-за активных действий флота и авиации противника, а так­ же из-за плохих погодных условий. Первые конвои (PQ-1 — PQ-7) прибывали в Архангельск и Мурманск без потерь. С мар­ та 1942 г. действия Кригсмарине и Люфтваф­ фе против конвоев значительно усилились. К находившимся в Арктике с июля 1941 г. подводным лодкам были добав­ лены крупные надводные корабли — 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz