Кузнецов, Н. А. Полярные конвои : Вторая мировая война в Советской Арктике / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2014. - 30, [1] с. : ил., карты, портр., факс. - (Библиотека полярных исследований).

вого судна старшему офицеру эскорта в вопросах морепла­ вания и безопасности конвоя старший офицер может при­ менить силу. Непосредственное руко­ водство движением транспор­ тов в конвое и их маневрирова­ нием осуществлял коммодор (представитель гражданского флота, обычно — один из ан­ глийских капитанов). Он подчинялся старшему офицеру эскорта и отвечал за все действия судов в конвое. При отсутствии сопро­ вождения боевыми кораблями он являлся старшим команди­ ром. Коммодору конвоя подчинялись все капитаны независимо от величины их транспортов, национальности и ранга. От него исходили все сигналы и приказания, касающиеся транспортов, он же получал доклады обо всех полученных сигналах. А. Маклин описывает напряженную и полную смертельной опасности повседневную жизнь моряков на борту одного из кора­ блей эскорта: «Оставив боевые посты, моряки заступили на обыч­ ную походную вахту: четыре часа на вахте, четыре —свободных. Можно подумать, не ахти уж какие лишения —двенадцать часов на вахте и столько же свободных часов. Если б так оно и было, это еще терпимо. Но дело в том, что три часа ежедневно продолжа­ лись боевые тревоги, через день по утрам матросы занимались судовыми работами (это в свободное-то от вахты время), и Бог знает, сколько времени оставались на боевых постах, когда объяв­ лялась боевая тревога. Кроме того, прием горячей пищи —когда он был, этот прием, — приходился на свободное от вахты вре­ мя. Три-четыре часа сна в сутки считалось обычным явлением. А случалось и так, что люди по двое суток обходились без сна. И температура, и давление падали медленно, но верно. Волны стали выше и круче, ложбины между ними глубже; пронизываю­ щий до костей ветер гнал тучи снега, превращая его в сплошную, непроницаемую пелену. Это была тяжкая, бессонная ночь как для тех, кто находился на палубе, так и для тех, кто оставался в нижних помещениях; и для вахтенных, и для подвахты. Нахо­ дившиеся на мостике первый офицер, штурман Карпентер, сиг­ нальщик, старший прожекторист, впередсмотрящие и посыль­ ные, вконец иззябшие, закоченевшие, вглядывались в белую тьму ночи, не веря, что где-то существуют тепло и уют. Каждый надел на себя все, что мог: свитеры, куртки, шинели, канадки, плащи, шарфы, башлыки, ушанки —все шло в ход. Все были закутаны до 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz