Кузнецов, Н. А. Полярные конвои : Вторая мировая война в Советской Арктике / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2014. - 30, [1] с. : ил., карты, портр., факс. - (Библиотека полярных исследований).
(около километра), дистанция между судами в кильватерной колонне —порядка двух-трех кабельтовых (400 —500 м). Функции спасательных судов при отсутствии в конвое спе циально предназначенных для этой цели кораблей (например тральщиков) выполняли концевые транспорты колонн. При этом они не имели права останавливаться для спасения людей с судов, поврежденных противником, если имелся риск уничто жения их самих, а могли лишь сбросить на воду спасательные средства и пытаться на ходу оказывать помощь людям, находя щимся в воде. Только строгое выполнение этого жестокого зако на морской войны могло обеспечить безопасность всего конвоя. Шансы на выживание у человека, оказавшегося за бортом, были минимальными. Английский писатель Алистер Маклин, участ ник событий тех лет, так написал об этом в романе «Корабль Его Величества «Улисс»: «В складках громоздкой одежды, носимой в здешних широтах, воздуха достаточно, чтобы человек мог удержаться на плаву по крайней мере минуты три. Если же его не успевали подобрать за это время, ему все равно наступал ко нец. Его убивал шок: человеческое тело, имеющее температуру 96 градусов по Фаренгейту, внезапно погружалось в воду, тем пература которой была на 70 градусов ниже, ибо в арктических морях температура воды зачастую опускается ниже точки за мерзания. Более того, морозный ветер тысячей кинжалов рассе кал промокшую одежду моряка, очутившегося в воде, и сердце, не выдержав резкого перепада температуры величиной почти в сто градусов, просто останавливалось. Но, говорили моряки, то была легкая смерть». Важнейшими факторами, обеспечивающими безопасность перехода, были маскировка и сохранение в абсолютной тайне маршрута движения конвоя. Смомента прибытия судна в порт формирования и до момента отделения его от конвоя радио не должно было использоваться, за исключением случаев опре деленно установленного появления противника, или когда подача визуального сигнала тревоги не могла производиться из-за плохой видимости. В английских официальных доку ментах указывалось: «Секретность и скрытность движения конвоя достигаются сохранением в тайне сроков его выхода, местонахождения и курса на переходе, а также тщательным затемнением судов, бездымностью их хода и не оставляющей следа на поверхности воды уборкой мусора». Командиром всего конвоя являлся старший офицер эс корта, который находился на одном из кораблей охранения. Английским военно-морским дисциплинарным уставом предусмотрено, что в случае неповиновения капитана торго- 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz