Кузнецов, Н. А. Полярные конвои : Вторая мировая война в Советской Арктике / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2014. - 30, [1] с. : ил., карты, портр., факс. - (Библиотека полярных исследований).

(около километра), дистанция между судами в кильватерной колонне —порядка двух-трех кабельтовых (400 —500 м). Функции спасательных судов при отсутствии в конвое спе­ циально предназначенных для этой цели кораблей (например тральщиков) выполняли концевые транспорты колонн. При этом они не имели права останавливаться для спасения людей с судов, поврежденных противником, если имелся риск уничто­ жения их самих, а могли лишь сбросить на воду спасательные средства и пытаться на ходу оказывать помощь людям, находя­ щимся в воде. Только строгое выполнение этого жестокого зако­ на морской войны могло обеспечить безопасность всего конвоя. Шансы на выживание у человека, оказавшегося за бортом, были минимальными. Английский писатель Алистер Маклин, участ­ ник событий тех лет, так написал об этом в романе «Корабль Его Величества «Улисс»: «В складках громоздкой одежды, носимой в здешних широтах, воздуха достаточно, чтобы человек мог удержаться на плаву по крайней мере минуты три. Если же его не успевали подобрать за это время, ему все равно наступал ко­ нец. Его убивал шок: человеческое тело, имеющее температуру 96 градусов по Фаренгейту, внезапно погружалось в воду, тем­ пература которой была на 70 градусов ниже, ибо в арктических морях температура воды зачастую опускается ниже точки за­ мерзания. Более того, морозный ветер тысячей кинжалов рассе­ кал промокшую одежду моряка, очутившегося в воде, и сердце, не выдержав резкого перепада температуры величиной почти в сто градусов, просто останавливалось. Но, говорили моряки, то была легкая смерть». Важнейшими факторами, обеспечивающими безопасность перехода, были маскировка и сохранение в абсолютной тайне маршрута движения конвоя. Смомента прибытия судна в порт формирования и до момента отделения его от конвоя радио не должно было использоваться, за исключением случаев опре­ деленно установленного появления противника, или когда подача визуального сигнала тревоги не могла производиться из-за плохой видимости. В английских официальных доку­ ментах указывалось: «Секретность и скрытность движения конвоя достигаются сохранением в тайне сроков его выхода, местонахождения и курса на переходе, а также тщательным затемнением судов, бездымностью их хода и не оставляющей следа на поверхности воды уборкой мусора». Командиром всего конвоя являлся старший офицер эс­ корта, который находился на одном из кораблей охранения. Английским военно-морским дисциплинарным уставом предусмотрено, что в случае неповиновения капитана торго- 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz