Кузнецов, Н. А. Полярные конвои : Вторая мировая война в Советской Арктике / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2014. - 30, [1] с. : ил., карты, портр., факс. - (Библиотека полярных исследований).
РАССТАНОВКА СИЛ НА СЕВЕРНОМ МОРСКОМ ТЕАТРЕ Швейцарский историк Ю. Майстер, говоря о начальном перио де войны, отмечает: «Хотя и было известно, что Советский Союз, начиная с 1933 г., имел в Баренцевом море военно-морские базы и корабли, число которых продолжало расти, немцы не подготовили с самого начала план ведения боевых действий в этих водах. Немецкое военно-морское командование, види мо, не рассчитывало на то, что Англия начнет немедленно помогать Советскому Союзу, поставляя через северные порты материалы и продовольствие. В гитлеровском плане «Барба росса» не учитывалась возможность операций советских или немецких сил в северных морях». К началу войны на северном театре военных действий (в Норвегии) находились финский и германский отряды кора блей, главной задачей которых было обеспечение вывоза ни келя из Варангер-фьорда. Финский отряд (сторожевик «Турья», минный заградитель «Руя», вооруженные пароходы «Сурсари» и «Аунус», два катера) базировался на Петсамо (ныне Печен- га). В Киркенесе находились 4 немецких патрульных катера 17-й флотилии. В группировку также входили три норвежских миноносца, два соединения кораблей и катеров охраны вод ного района. После начала войны командование Кригсмарине стало усиливать свои силы на Севере. 11 июля 1941 г. в Норве гию прибыла 6-я флотилия эскадренных миноносцев в составе пяти единиц, затем две подводные лодки и учебный артил лерийский корабль «Бремзе», использовавшийся как минный заградитель. Вдальнейшем силы постоянно наращивались. Изрезанность береговой линии Норвегии и наличие неза мерзающих портов создавали дл я противника благоприятные условия базирования и защиты прибрежных коммуникаций. В 1941 г. на Севере немецкая авиация (подразделения 5-го воздушного флота), насчитывавшая 90 самолетов, численно уступала советской. Но это компенсировалось качественно — половину из них составляли бомбардировщики. Кажущаяся слабость морских сил противника на Севере сыграла важную роль в принятии решения о доставке грузов, получаемых от союзников, именно морским путем, который к тому же был и самым коротким. Для выбора места базиро вания флота в июле 1941 г. в Мурманск вылетел британский адмирал Ф. Вайан. По его предложению были отклонены ва рианты размещения базы на Кольском полуострове (прежде всего —из-за слабой противовоздушной обороны) и на Шпиц
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz