Кузнецов, Н. А. Отечественные морские ледоколы от «Ермака» до «50 лет Победы» / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2014. - 31, [1] с. : ил., цв. ил., портр., фот. - (Библиотека полярных исследований).

ралтейства, собрано большое количество материалов по гляциологии, проведены глубоководные и магнитные исследования. Но это плавание поставило точку в по­ лярных экспедициях «Ермака» на последу­ ющие 33 года. В октябре ледокол был пере­ дан в ведение Комитета по портовым делам и занимался обслуживанием торговых пор­ тов Балтики. В феврале 1918 г. в связи с приближе­ нием к Ревелю германских войск началась эвакуация кораблей Балтийского флота в Кронштадт. Эта операция прошла успеш­ но именно благодаря «Ермаку». Во время «Ледового похо­ да», продолжавшегося с 12 марта по 22 апреля, было вы­ ведено 236 кораблей и судов, в том числе шесть линкоров и пять крейсеров. Вплоть до 1934 г. ледокол обеспечивал навигацию во льдах на Балтийском море. В 1934 г. впервые, начиная с 1901 г., «Ермак» вышел на штурм арктических льдов. Сле­ дующие пять лет работа ледокола строилась по следую­ щей схеме: в течение года он работал в Арктике, а в конце навигации возвращался в Ленинград и занимался провод­ кой судов на Балтике. В 1938 г. ледокол участвовал в эвакуации полярников станции «Северный полюс-1». На «Ермак» перешли спа­ сенные ледоколом «Таймыр» зимовщики (И. Д. Папанин, Г1. II. Ширшов, Э. Т. Кренкель и Е. К. Федоров), было Р. К. Фельман — командир «Ермака» в 1903-1917 гг. Публикуется впервые Ледокол «Ермак» подходит к причалу Ленинград­ ского торгово­ го порта с полярниками станции «Северный полюс 1» на борту, 1938 г 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz