Кузнецов, Н. А. Отечественные морские ледоколы от «Ермака» до «50 лет Победы» / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2014. - 31, [1] с. : ил., цв. ил., портр., фот. - (Библиотека полярных исследований).

Канонерская лодка «Опыт», оборудованная для борьбы со льдами вспомогательные функции — обеспечивали навигацию в пределах портов. В связи с активизацией полярных исследований борьбой за покорение Северного полюса и увеличением коммерческого оборота портов России, в том числе замерзающих, возникла идея постройки судна, способного проникать в глубь арктических льдов. «ЕРМАК» - «ДЕДУШКА» ЛЕДОКОЛЬНОГО ФЛОТА Мысль о создании мощного ледокола выдающийся дея­ тель Российского флота адмирал С. О. Макаров высказал зимой 1892 г. именно в связи с проблемой достижения Северного полюса. Но реальным осуществлением проек­ та он занялся лишь спустя пять лет. В октябре-ноябре 1897 г. была создана комиссия для разработки специфи­ кации будущего ледокола, в работе которой принимали участие Д. И. Менделеев, а также ряд инженеров и ко­ раблестроителей. Вскоре состоялся конкурс, в котором участвовали три фирмы: «Бурмейстер и Вайн» (Дания), «В. Г. Армстронг, Витворт и К0» (Великобритания) и «Пил- лау» (Германия). Наиболее выгодные условия предложила фирма Армстронга, поэтому выбор пал именно на нее. Постройка ледокола шла ускоренными темпами. 4 февраля 1899 г. судно было готово к сдаче, а уже ровно через месяц «Ермак» вошел в гавань Кронштадта. Ледокол спокойно преодолевал лед толщиной 0,6—0,9 м. Основные технические данные «Ермака»: длина 97,5 м, ширина 21,64 м, осадка 8,55 м; водоизмещение 8730 т; мощ­ ность паровой машины 6950 л. с.: скорость (здесь и далее 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz