Кузнецов, Н. А. Отечественные морские ледоколы от «Ермака» до «50 лет Победы» / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2014. - 31, [1] с. : ил., цв. ил., портр., фот. - (Библиотека полярных исследований).

их в плавающих льдах и по проложенному каналу. В общих чертах клас­ сификация ледоколов по району плавания выгля­ ди т следующим образом: речные и озерные ледо­ колы; портовые ледоколы и ледокольные буксиры; морские ледоколы, работа- Предполагае- ющие в южных замерзающих районах, а также в Финском, мый вид Рижском заливах и в Белом море; арктические линейные ледокольного ледоколы, предназначенные д л я проводки судов во льдах буксира на значительные расстояния. «Пайлот» Первые суда, задачей которых стала именно борьба со льдами, появились в Америке: в 1834 г. в Балтиморе был построен деревянный колесный ледокол «Ассистенс», ло­ мавший лед толщиной 0,3 м и более. С 1871 г. ледоколы обеспечивали зимнее судоходство в Гамбурге. Активно строили их и другие европейские страны (в 1871—1892 гг. в Западной Европе вошли в строй 35 ледоколов). Естественно, что не оставалась в стороне и Россия. Первые попытки ледовой проводки судов предпринима­ лись еще в петровскую эпоху. В 1710 г. при осаде Выбор­ га в качестве «ледокола» использовался 24-пушечный корабль «Думкрат»: лед разбивали, бросая с корабля небольшую пуш ку Подобным же образом пытались использовать на Балтике и канонерскую лодку «Опыт» в 1866 г. (только вместо пушки применяли гирю). В 1864 г. кронштадтский купец М. О. Бритнев пере­ оборудовал для ледового плавания буксирный пароход «Пайлот», подрезав его носовую часть таким образом, что он мог взбираться на лед и затем ломать его тяжестью кор­ пуса. Но никаких достоверных данных (в том числе черте­ жей и изображений) о «Пайлоте» не сохранилось. В 1868 г. Бритнев построил ледокольные буксиры «Бой» и «Буй». Начиная с 1860-х годов на различных иностранных верфях (английских, шведских, немецких) было зака­ зано и построено несколько десятков портовых ледоко­ лов и ледокольных буксиров д л я Балтики и Черного моря; на Енисее успешно работал ледокольный буксир «Иоанн Кронштадтский». Но все они выполняли лишь 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz