Кузнецов, Н. А. Отечественные морские ледоколы от «Ермака» до «50 лет Победы» / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2014. - 31, [1] с. : ил., цв. ил., портр., фот. - (Библиотека полярных исследований).

обстановку, движение осуществлялось с опережением графика. Воздушную разведку маршрута обеспечивал самолет Ил-14. За несколько десятков миль до полюса ледовая обстановка осложнилась, поля многолетних льдов приходилось форсировать ударами. Несмотря на полярный день, плотный туман временами ограничивал видимость и возможность маневрирования. Плавание осуществлялось по электрорадионавигационным при­ борам. 17 августа 1977 г. в 4 часа утра, завершив трудное пла­ вание сквозь многолетние паковые льды, ледокол «Арк­ тика» достиг вершины планеты. За 7 суток и 8 часов он прошел 2528 миль. Впервые в истории человечества над­ водное судно достигло Северного географического полю­ са Земли, где был водружен Государственный флаг СССР. На льду состоялся торжественный митинг. В память об этом событии на глубину 4000 м была опущена метал­ лическая пластина с изображением государственного герба и памятной надписью. Исторический поход завер­ шился в Мурманске 23 августа. Всего ледокол прошел 3876 миль (из них 1300 — во льдах) за 13 суток. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сен­ тября 1977 г. за большой вклад в обеспечение арктиче­ ских перевозок народно-хозяйственных грузов и осуще­ ствление успешного экспериментального рейса в район Северного полюса атомный ледокол «Арктика» был на­ гражден орденом Октябрьской Революции. Звания Героя Социалистического Труда были удостоены министр мор­ ского флота Т. Б. Гуженко, капитан Ю. С. Кучиев, главный инженер-механик О. Г. Пашнин, старший мастер паро­ производительной установки Ф. Ф. Асхадуллин. Награ­ ды получил почти весь экипаж ледокола. В последующие годы атомоход продолжал работать в Арктике, обеспечивая транспортное сообщение на всей трассе Северного морского пути. За первые 15 лет эксплуатации —до ноября 1988 г. — ледокол прошел 608 тысяч миль, в том числе во льдах арктических морей — 529 тысяч, провел 2143 транспорт­ ных судна. После ремонта на предприятии «Атомфлот» в 1996 г. ледокол снова вышел на арктические трассы. В 1998 г. «Арктикой» была впервые проведена приполюс­ ная ледовая проводка немецкого научно-исследователь­ 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz