Кузнецов, Н. А. Отечественные морские ледоколы от «Ермака» до «50 лет Победы» / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2014. - 31, [1] с. : ил., цв. ил., портр., фот. - (Библиотека полярных исследований).

ледоколом за несколько часов, что позволило значительно ускорить начало арктической навигации в Карском море. В 1977 г. ледокол принимал участие в зимнем плава­ нии к полуострову Ямал. 28 февраля «Арктика» в составе каравана, в который входили ледокол «Мурманск» и ди ­ зель-электроход «Гижига», пошла курсом на полуостров Ямал. Пробив каналы в тяжелых льдах, ледокол обеспе­ чил подход дизель-электрохода к берегу у мыса Харасавэй и доставку грузов д л я газовиков «Комигазпрома». Начи­ ная с 1978 г., благодаря атомным ледоколам, в числе ко­ торых был и ледокол «Арктика», плавание транспортных судов на западном участке Северного морского пути стало круглогодичным. С первых лет работы атомоход доказал возможность плавания в самых сложных льдах, что обес­ печивало значительное продление навигации. Историческим событием в истории освоения Арктики и в мировом мореплавании стал научно-практический экспериментальный поход в 1977 г. атомного ледокола к Северному полюсу, задачей которого являлось опреде­ ление возможностей современных (на тот период) атом­ ных ледоколов осуществлять высокоширотное плавание. Общее руководство операцией велось непосредствен­ но с борта «Арктики» министром морского флота СССР Т. Б. Гуженко. Судном командовал капитан Ю. С. Кучиев. 11 августа атомный ледокол «Арктика» обогн Атомный ра архипелаг Новая Земля, прошел через пролив Виль- ледокол кицкого в море Лаптевых, достиг меридиана 130° и взял «Арктика» курс на Северный полюс. Несмотря на сложную ледовую 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz