Кузнецов, Н. А. Отечественные морские ледоколы от «Ермака» до «50 лет Победы» / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2014. - 31, [1] с. : ил., цв. ил., портр., фот. - (Библиотека полярных исследований).

у кромки многолетних паковых льдов дрейфующие авто­ матические радиометеостанции. В июне 1962 г. ледокол в необычайно ранние сроки совместно с ледоколом «Ленинград» взломал перемычку в Енисейском заливе, что позволило четырем лесовозам уже 27 июня пройти в порт Игарка. Вдальнейшем «Ленин» ежегодно участвовал во взламывании ледовых перемычек в Енисейском заливе, пробивал канал через льды пролива Вилькицкого, что позволяло увеличивать продолжитель­ ность навигации на несколько недель. Эксплуатация столь сложного технического сооруже­ ния не обходилась без происшествий. После 25 ООО часов эксплуатации ядерной энергетической установки в февра­ ле 1965 г. произошла авария: из-за ошибки операторов ак­ тивная зона реактора на некоторое время была «обезво­ жена». Из-за этого разрушились 60% тепловыделяющих сборок. Вторая авария на ледоколе произошла в 1967 г. Была зафиксирована течь трубопроводов III контура реак­ тора. Во время ликвидации протечки были нанесены се­ рьезные механические повреждения оборудованию реак­ торной установки. В 1966 г. было решено заменить паропроизводящую установку на более совершенную. Буксировать «Ленин» в Ленинград не стали, чтобы не привлекать внимания об­ щественности Скандинавии, и поручили модернизацию крупнейшему северодвинскому заводу «Звездочка», кото­ рый успешно справился с задачей. В 1967—1969 гг. во время частичной модернизации вместо трехреакторной установ­ ки на нем была смонтирована двухреакторная, но значи­ тельно большей мощности. Историческ ая встреча ледоколов двух поколений: «Ермака» и первого атомного ледокола «Ленин» 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz