Кузнецов, Н. А. Отечественные морские ледоколы от «Ермака» до «50 лет Победы» / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2014. - 31, [1] с. : ил., цв. ил., портр., фот. - (Библиотека полярных исследований).

«ЛЕНИН» - ПЕРВЫЙ АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ Вторая половина XXвека прошла под знаком научно-техни­ ческой революции, затронувшей и судостроение. Довольно быстро паросиловая энергетика была вытеснена дизель­ ной. Вскоре ученые и инженеры начали задумываться о применении атомной энергии на кораблях и судах, что было особенно актуальным д л я ледоколостроения. Не­ ограниченная автономность и сверхмалый расход топлива позволяли сделать вывод о том, что будущее арктического ледокольного флота —за атомными ледоколами. Неудивительно, что первый в мире атомный ледокол был создан в СССР — государстве, обладавшем наиболее значительными арктическими территориями. Проект ледокола, получивший индекс 92, разрабаты­ вался Центральным конструкторским бюро (ЦКБ) — 15 (в настоящее время ЦКБ «Айсберг») в 1953—1955 гг. Глав­ ным конструктором был В.И. Неганов, разработкой энер­ гетической установки руководил И. И. Африканов. Фор­ мы обвода корпуса отрабатывались в ледовом бассейне Института Арктики и Антарктики. В создании атомохо­ да, который был заложен 25 августа 1956 г. на Ленин­ градском судостроительном завод имени А. Марти (ныне входит в Адмиралтейское объединение), участвовали более 500 предприятий страны. Судовые турбины созда­ вались на Кировском заводе, главные турбогенераторы — на Харьковском электромеханическом, гребные электро­ двигатели — на ленинградском заводе «Электросила». Атомный ледокол «Ленин», 1985 г. Фото М. Курносова 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz