Кузнецов, Н. А. Отечественные морские ледоколы от «Ермака» до «50 лет Победы» / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2014. - 31, [1] с. : ил., цв. ил., портр., фот. - (Библиотека полярных исследований).

Схема «Г. Седов». 15 декабря экспедиция во главе с И. Д. Папа- проектного ниным вышла из Мурманска, а 13 января ледокол смог вида ледокола подойти к «Г. Седову». Передав на него необходимые типа '-'Иосиф запасы, «Иосиф Сталин» взял его на буксир и привел Сталин - в порт Баренцбург на Шпицбергене, откуда пароход смог самостоятельно перейти в Мурманск. За выполнение этой операции 3 февраля 1940 г. ледокол «Иосиф Сталин» был награжден орденом Ленина. Его капитан — М. П. Белоусов — получил звание Героя Советского Союза, а И. Д. Папанин — вторую Золотую Звезду героя. В 1940 г. ледокол участвовал в обеспечении перехода Северным морским путем немецкого вспомогательного крейсера «Комет», а с 17 августа по 7 сентября провел через льды подводную лодку Щ-123, впервые в истории перешедшую из Кольского залива на Дальний Восток. Начало войны застало судно на ремонте в Мурманске. 8 августа 1941 г. была создана Беломорская военная фло­ тилия, а в ее составе —Ледокольный отряд под командо­ ванием известного полярного капитана К. С. Бадигина. Еще при проектировании судов на них планиро­ валась установка вооружения по мобилизационному проекту (три 130-мм и четыре 76-мм орудия, а такж е пу­ леметы). Но во время войны состав вооружения ледоко­ лов неоднократно менялся. На «Иосифе Сталине» первоначально установили штат­ ное вооружение, но уже в ноябре 130-мм пушки, отправлен- 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz