Кузнецов, Н. А. Отечественные морские ледоколы от «Ермака» до «50 лет Победы» / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2014. - 31, [1] с. : ил., цв. ил., портр., фот. - (Библиотека полярных исследований).
а «Л. Каганович» и «А. Микоян» (изначально называвший ся «О. Шмидт») —на заводе имени А. Марти в Николаеве. Проект, получивший номер 51, был разработан под ру ководством К. И. Боханевича. По архитектуре и конструк ции корпуса суда в основных чертах повторяли «Красин», но при этом были на 7 м длиннее и на 1,5 м шире. Усо вершенствовали также обводы корпуса. Он разделялся на 11 главных отсеков, в средней части располагались две высокие дымовые трубы (причем у судов ленинградской постройки они были вертикальными, а у николаевских — с небольшим наклоном назад). Ледокол имел три палу бы и две платформы. В кормовой части на верхней палубе устанавливался легкий самолет (в 1950-е годы там смонти ровали вертолетную площадку), а перед грот-мачтой имелась катапульта д л я двух самолетов авиаразведки (в полном варианте все три самолета никогда не были уста новлены). На судах создали комфортные условия для эки пажа, размещавшегося в двух- и четырехместных каютах. Для ведения научных работ оборудовали гидрологические, гидрохимические и другие лаборатории. Рефрижераторы могли принять годовой запас продовольствия. Основные данные ледоколов: длина 106,7 м, ширина 23,1 м, осадка 8 м, водоизмещение 11 ОООт, мощность трех паровых машин (построенных по проекту фирмы «Армстронг») 9900 л.с., скорость хода 15,5 узлов, экипаж 142 человека. «Иосиф Сталин» заложили 23 октября 1935 г., спущен на воду он был 14 августа 1937 г. В первый рейс ледокол вышел 23 августа 1938 г. под командованием знаменито го капитана В. И. Воронина и направился для оказания помощи ледокольному пароходу «Г. Седов», дрейфовавше му во льдах Центральной Арктики. Вместе с ледорезом «Ф. Литке» ему удалось подойти к «Г. Седову» на расстояние 50 миль, достигнув точки с координатами 83° с. ш. и 142° 30' в. д. Но дальнейшее продвижение в сплоченном льду оказалось невозможным, и суда повернули к западному по бережью полуострова Таймыр, а в октябре «Иосиф Сталин» завершил свою первую навигацию, вернувшись в Мурманск. В следующем году ледокол совершил второй экспери ментальный рейс, пройдя два раза за одну навигацию весь Северный морской путь. Вэту же навигацию флагману советской ледокольной флотилии удалось вызволить из ледового плена пароход МурмансшГгосударственная областная универсальная научная библиотека
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz