Кузнецов, Н. А. Отечественные морские ледоколы от «Ермака» до «50 лет Победы» / Никита Кузнецов. - Москва : Paulsen, 2014. - 31, [1] с. : ил., цв. ил., портр., фот. - (Библиотека полярных исследований).
ходил под английским флагом, так как был захвачен ан гличанами (формальным поводом д л я этого были долги, не выплаченные до конца заводу-строителю). В 1920 г. на английской службе (но под норвежским флагом) ледоколу довелось принять участие в первой операции, принесшей ему международную известность — спасении ледокольно го парохода «Соловей Будимирович» в Карском море. В конце 1921 г. «Святогор» усилиями Наркомата внешней торговли РСФСР при личном участии главы ведомства (одновременно — полномочного и торгово го представителя Советской России в Великобритании) Л. Б. Красина удалось выкупить у англичан. В 1921—1927 гг. ледокол обеспечивал зимнюю навигацию на Балтике. 19 ноября 1927 г. он был переименован в «Красин». Всемирную известность «Красину» принесло участие в экспедиции по спасению экипажа дирижабля «Италия», который, возвращаясь из полета к Северному полюсу под командованием У. Нобиле, 25 мая 1928 г. потерпел катастро фу в районе архипелага Шпицберген. Из 16 членов экипа жа и участников экспедиции девять оказались на льду (их лагерь, в котором находился и тяжело раненный У. Нобиле, получил условное название «Красная палатка»), шестерых унесло с оболочкой дирижабля, один человек погиб при крушении. Позже основной лагерь покинули три человека, которых стали называть «группой Мальмгрена». Именно «Красину» выпала главная роль в спасатель ной операции, которой руководил Р. Л. Самойлович. Экс педиция, сформированная в кратчайшие сроки, вышла из Кронштадта 16 июня и совершила на ледоколе (им ко мандовал капитан К. П. Эгги) два похода в район к северу от архипелага Шпицберген. В первом «Красин» в тяжелых ледовых условиях смог пробиться к лагерю итальянцев и 12 июля принял на борт 7 человек из ледового лагеря (до этого моряки спасли двух аэронавтов из «группы Мальмгрена»). Передав спасенных на борт итальянского судна «Читта ди Милано», «Красин» направился в Норве гию д л я исправления повреждений, полученных во льдах. На обратном пути советский ледокол оказал помощь то нущему немецкому лайнеру «Монте-Сервантес», на борту которого находилось 1500 человек. Блестящие действия в Арктике снискали судну мировую известность. В норвеж ских портах экипаж «Красина» встречали с почестями. 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz