Кузнецов, Н. А. «Ленин» – первый атомный ледокол / Никита Кузнецов. - Москва : Паулсен, 2019. - 31, [1] с. : ил., портр. - (Библиотека полярных исследований).

разные оценки формы корпуса атомохода. Его обводы отрабатывались в ледовом бассейне Арктического научно-исследовательского института, по праву счи­ тавшемся одним из лучших в стране. По словам историка атомного флота В. М. Блинова, специалисты института «...сделали весьма скептическое заключение о достоинствах корпуса будущего атомохода. В частности, сомнения вызывала принятая конструк­ торами форма носа ледокола. Когда макет судна с этим носом протащили в опытовом бассейне, предположения подтвердились. Но решение принималось на уровне мини­ стерств, а их вес определялся количеством дене$ выделя­ емым правительством для своих кораблей. Говорят, воз­ обладало мнение судостроителей военно-морского флота, а не Минморфлота». Тотже автор приводит слова И. А До- махина, работавшего на «Ленине» с момента постройки в должностях вахтенного и старшего электромеханика: «И все-таки проект первого атомохода оправдан уже по­ тому, что, хоть и не совсемудачен по ледопроходимости, по автономности плавания он не имел себе равных, сводя почти к нулю риск оказаться во льдах обездвиженным...» Известный советский полярный капитан Ю. С. Кучи- ев, командовавший «Лениным» в течение ряда навига­ ций, восторженно отзывался о мореходных качествах судна. «На переходе из Балтики в Мурманск корабль по­ казал отличные мореходные качества, легко преодолел шторм в Северной Атлантике. Как известно, ледоко­ лы подвержены на волнении стремительной бортовой качке с креном до 45-50 градусов с периодом 7-9 секунд. Тщательно продуманное распределение нагрузок и соот­ ветствующая форма корпуса позволили на атомоходе значительно уменьшить крен и довести период качки до 12 секунд. Это великолепный результат, на который сра­ зу же обратили внимание моряки. В июне 1960 года ледокол вошел в первое соприкоснове­ ние со льдами Карского моря и показал высокую ледо- проходимость, близкую к расчетной, и замечательные маневренные качества. Не будет преувеличением ска­ зать, что, несмотря на свои значительные размерения, 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz